Педагогический проект. Использование метода проектов в изучении английского языка.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 г. ТОМСКА
634526, г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 27а, тел.(3822) 943-562, тел/факс 943-400
Педагогический проект.
Использование метода проектов в изучении английского языка.
Автор: О.Н. Макарова,
учитель английского языка
Томск, 2016
Автор проекта: Макарова Ольга Николаевна, учитель английского языка
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска
Тема проекта: Использование метода проектов в изучении английского языка.
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор Word, редактор составления слайд – презентации Power Point, ресурсы сети Интернет.
Цель проекта:
Проверить эффективность использования проектной методики с позиции обеспечения качества обучения английскому языку.
Обеспечить повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «иностранный язык».
Обеспечить повышение результативности обучения по предмету «иностранный язык».
Актуальность исследования:
Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. По данным исследований, проведенных педагогами, более 97% обучающихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием им овладеть, но уже в среднем звене интерес к предмету значительно ослабевает, а к 8-9 классам он пропадает у 86% обучающихся. Возникает вопрос: почему? Главная причина коренится в ложном представлении о некой абстрактной, а по сути мнимой обязанности ученика учиться. Учение – это процесс познания. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если эта обязанность записана в Уставе. Пока эта обязанность не будет осознана и принята учеником как моя обязанность, он будет подвергаться обучению, а не учиться. Поэтому проблема мотивации обучения представляет, в сущности, проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Формирование и повышение мотивации обучающихся, от чего зависит и результативность обучения, является одной из важнейших задач для учителя. Способов повышения мотивации к изучению предмета существует достаточно много. Одним из таких дополнительных импульсов и может служить метод проектов, который возник еще в начале 20 века и нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет:
органично интегрировать знания обучающихся из разных областей вокруг решения одной проблемы;
дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи;
способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить теоретическое обоснование использования проектной методики обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий; проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
Исследовать и обобщить опыт использования проектной методики педагогами г. Томска в процессе обучения английскому язык.
Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий, выявить образовательные эффекты проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Создать «банк» проектных работ, выполненных обучающимися МОУ СОШ №33.
Методы исследования:
Теоретические (анализ проблемы и предмета исследования, системный, деятельностный и личностный подходы, метод моделирования)
Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение)
Методы педагогических измерений (анкетирование, собеседование)
Аналитические (анализ результатов анкетирования, анализ результатов учебной деятельности)
Этапы и организация исследования:
Теоретический: изучение, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме исследования;
Практический: проведение педагогического эксперимента (экспериментальная работа строилась на программном материале курса «Английский язык» под редакцией В.П. Кузовлева и проходила в естественных условиях на базе МОУ СОШ №33 г. Томска);
Аналитический: мониторинг результатов исследования, экспериментальной деятельности.
Предполагаемые результаты:
Формирование устойчивой мотивации к изучению предмета «иностранный язык»;
Повышение качества обученности по предмету «иностранный язык»;
Создание «банка» проектных работ, выполненных обучающимися МБОУ СОШ №33 с целью их дальнейшего использования в практической деятельности.
Описание проекта:
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика, которая характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Что представляет собой проектное обучение английскому языку в средней школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка и учитывая запросы обучающихся, я применяю в своей работе метод проектов достаточно широко. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них только созерцательный интерес, который не будет являться познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую для них. Этому и способствует метод проектов, который позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и является в настоящее время альтернативой традиционным формам проведения урока по основным параметрам.№ Параметры сравнения Традиционная форма Метод проектов
1 Содержание образования Определяется образовательными стандартами и учебными программами, имеет небольшие возможности для дифференциации, задано для обучающегося «сверху» Определяется на основе образовательных стандартов и учебных программам исходя из личностной проблематики обучающегося, зачастую им самим, максимально дифференцированно
2 Организация и способы деятельности обучающегося и учителя Деятельность планируется и организуется учителем, учитель сам определяет «познавательный маршрут», обучающийся в основном действует по намеченному учителем сценарию. Учитель – дирижер. Способы деятельности – недифференцированы. Деятельность планируется и организуется учителем и обучающимися совместно (на начальном этапе) или обучающимися самостоятельно, «познавательный маршрут» проектируется и вырабатывается сообща, способы деятельности дифференцированы, и обучающийся имеет возможность выбора для себя наиболее оптимальных. Учитель – консультант.
3 Результат Формирование предметных знаний и умений, значимость которых актуализируется позже Формирование как предметных, так и над предметных (информационных, коммуникативных и иных) знаний и умений, создание зримого, конкретного «продукта»
Начиная работу над проектами в начальной школе, я, конечно, не даю теоретическую информацию по поводу проектной деятельности; но уже в среднем звене свою работу мы начинаем с базового теоретического материала, с так называемого «ликбеза», где обучающиеся знакомятся с основами проектирования: с классификацией проектов, с этапами разработки проекта (их целями, содержанием и организационными формами), с правилами и принципами организации успешной проектной деятельности, с эффективными способами презентации результатов проекта.
Проекты, выполняемые обучающимися соотносятся с определенной темой и разрабатываются в течение нескольких уроков. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы – предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, необходимый грамматический материал. Практическая работа над проектом осуществляется на стадии «Закрепления материала» и «Повторения» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. Форму представления обучающиеся выбирают самостоятельно. Это может быть плакат, презентация, аппликация или сочинение, и пр. – то, что адекватно самому материалу и в чем обучающийся чувствует себя наиболее уверенно и успешно. Обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Поиск информации, создание текстов, решение творческих задач, связанных с наличием определенных способностей, организация деятельности в команде, контакты с людьми, работа с компьютером – вот далеко не полный перечень возможностей, которые метод проектов дает ребенку. Более того, для обучающихся возможна смена видов деятельности, их совмещение. Таким образом, благодаря специфике организации работы над проектами обучающиеся имеют возможность попробовать себя в самых разнообразных видах деятельности, что способствует их развитию и жизненному самоопределению.
Тематика выполненных проектных работ (2015 – 2016 уч. год)
№ класс тема
1 5 My family.
Great Britain.
My favourite fairy-tale.
Hobbies popular with my classmates.
2 6 Dressing for different activities.
Animals I like.
Useful rules.
Christmas in Britain.
A picture of me in the future.
3 7 My school.
The board of fame of our class.
Eco problems in my home town.
An ideal friend.
People I am proud of.
Our free time activities.
4 8 My country at a glance.
Holidays in Russia.
My favourite sport.
The history of costume in Russia.
5 9 Famous writers of Russia.
My favourite composer/performer.
Healthy living guide.
What to do after school?
The USA.
6 10 The best of all possible worlds.
An ideal state as I understand it.
Subcultures popular in Russia.
Teen court – guilty or not?
7 11 An ideal welfare state.
My favourite film/actor.
What would you like to invent?
Естественно меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как использование метода проектов влияет на результаты и качество знаний обучающихся. Отслеживание результатов применения проектного метода проводилось с помощью как промежуточного, так и итогового контроля: как то устный и письменный опросы, тестирование, контрольные срезы, зачеты. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что обучающиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи. Хотелось бы также отметить, что в классах, где я работаю снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество обучающихся, способных выполнять задания творческого исследовательского характера значительно возросло, поэтом у во многих классах наблюдается возрастание качества знаний обучающихся и степени их обученности. Также можно сделать вывод о формировании устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, основываясь на результатах анкетирования, которое было проведено среди обучающихся среднего и старшего звена. Анкетирование проводилось анонимно. Его результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически. По данным опроса больший процент обучающихся испытывает интерес к изучению предмета «иностранный язык», проявляет активность в ходе уроков, ответственно относится к подготовке домашних заданий по предмету, считает атмосферу на уроках комфортной, доброжелательной и, самое важное, осознает необходимость изучения иностранного языка. Таким образом, становится очевидным, что проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
Выводы:
Использование метода проектов в процессе обучения
интегрирует обучающихся в различные среды (социальные, языковые и т.д.);
приобщает обучающихся к реальной исследовательской деятельности, нацеливая на получение реального результата;
способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов;
позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность;
развивает самостоятельность, творческое мышление, общий кругозор обучающихся.
Практическая значимость:
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме и в классах любого уровня. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого, что способствует преодолению инертности, безынициативности обучающихся на уроке, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Обучающиеся приобретают опыт:
работы с различными информационными ресурсами;
постановки проблемы, обоснования актуальности проекта;
самостоятельной организации проектной деятельности;
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
публичной защиты результатов собственной проектной деятельности,
что способствует социокультурному становлению и развитию личности и дает возможности для самоактуализации обучающихся как в учебной, так и во внеучебной деятельности.