Принципы гуманной педагогики как основа уникальности воспитательной системы в дополнительном образовании


Принципы гуманной педагогики как основа уникальности воспитательной системы в дополнительном образовании

«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни …
Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами,
если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено
живое внимание к нравственному и духовному –
вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский

Воспитательная уникальность доп. образовании в том, что образовательная деятельность охватывает внешкольное пространство социума, досуг детей; выходит за рамки и границы жесткого, стандартизированного программного содержания. Охватывает различные социальные сферы, сферы культуры, и духовной жизни ребенка; она распространяется в открытое непрерывное образование в социуме (не ограничиваясь только деятельностью в стенах учреждения).
Деятельность УДО захватывает самое «неспокойное время» - досуг подростка (выходные дни, каникулы), который требует содержания, организации деятельности, которая, прежде всего, привлечет подростка, а значит, окажет позитивное влияние на поведение, отношения, выбор ценностей жизни, расширит круг позитивного, общения со сверстниками и старшими.Каждое УДО – это пространство; обучения, воспитания, социализации, личностного развития ребенка, духовного, культурного обогащения, реализации собственного опыта и приобретения нового жизненного опыта как главного источника воспитания и самовоспитания.
Это пространство самореализации ребенка в различных видах, формах реальной деятельности (не учебы, учебного труда), а именно деятельности (где ребенок активный ее участник, создатель продукта, деятельности, построенной на целой системе отношений).
Это пространство взросления ребенка, реализации этой важной потребности подростка в процессе общения с взрослыми людьми разных профессий, возраста, иной позицией педагогов, главной целью которых является добровольная, заинтересованная передача профессионального и жизненного опыта детям.
Вспомним, что воспитание изначально - это взаимодействие поколений, передача опыта младшим от старших и зарядка старших энергией, активностью, инновационностью от детей.
Отношения в конкретной, предметной деятельности, в которой и взрослый, и ребенок партнеры - существенная воспитательная ценность.
УДО - это пространство первых самостоятельных шагов ребёнка, первого в жизни выбора - важного воспитательного момента: вида, направления деятельности; педагога (взрослого, наставника), выбора своей роли в общем деле объединения. Эта деятельность лично значимая, привлекательная по основным результатам обучения (индивидуальным и коллективным): участие в выставках, смотрах, конкурсах; использование результатов в повседневной жизни, в оказании помощи людям, младшим товарищам.
Это результаты собственной добровольной творческой деятельности.
Сочетание положительных результатов индивидуальных и коллективных – важный воспитательный результат. Результаты выступают стимулами активности ребенка, мобилизации внутреннего потенциала для достижения лучших показателей.
Обучение носит индивидуализированную направленность, ориентируя ребёнка на конкретную профессиональную деятельность, отвечающую его способностям, возможностям и одновременно способствуя выявлению и развитию личностных качеств.
Цели УДО, отличаются от целей школы и в большей мере и степени соответствуют данным, гуманистической теории образования и воспитания, а именно: главные цели УДО – не вооружение детей системой обязательных научных базовых знаний, умений, как основы их развития, а, прежде всего, саморазвитие, развитие ребенка (социальное, индивидуальное) в процессе добровольно выбранной деятельности. Ведь ребенок приходит в УДО из личной мотивации изменить свою роль, позицию, попробовать свои силы, способности, проявить свой пусть небольшой жизненный опыт, узнать себя как «Я».
Средством образования и воспитания (самовоспитания), развития (саморазвития) ребенка становится «профессиональная деятельность» и «искусство» (часто в сочетании того и другого).Главным средством достижения цели является caм – ребенок.
Приоритетом в деятельности УДО является воспитание, как процесс позитивного взаимодействия взрослых и детей в общей деятельности, результатами которой является личностный рост каждого участника; творческий продукт, частичка улучшения окружающей жизни. именно пробуждение собственных сил, возможностей развития, саморазвития, их максимальное использование в делах, поступках – залог решения более конкретных воспитательных и образовательных задач.
Именно наличие специфического воспитательного потенциала УДО создает предпосылки реализации современных гуманистических концепций воспитания, субъектами которого становятся как взрослый, так и ребенок.
Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Она требует ставить ребенка в центр отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. В этом и состоит инновация.
С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Жизнь по законам гуманной педагогики, безусловно, трудна, но тем и интересна. Гуманная педагогика, как синяя птица. Нет готовых рецептов. Мы стараемся, учимся, ищем ее вместе с нашими воспитанниками – Веселыми человечками, идем к конечной цели.
В нашем ДМТ, благодаря интеграции сразу 3х видов деятельности каждый ребенок может определить, значимую и комфортную для себя сферу деятельности. Как коллективную, так и индивудуальную.
В коллективных постановках спектаклей на актуальные, социальные, животрепещущие темы, занят абсолютно каждый ребенок. Каждый определяет свое место в общем коллективном деле, по мере своих способностей, возможностей и потребностей.
Ш.А. говорит, что воспитание – это в-ось-питание. «А чем нам надо питать эту ось? Образами. Чистыми. Светлыми. Обещаем детям светлое будущее. Будем вливать свет – будет светлое будущее». Репертуар коллектива, как известно, является мощным средством и эстетического, и нравственного, духовного, и патриотического воспитания.
За последние годы старшими воспитанниками нашего театра были прожиты и воплощены в сценической постановке произведение А.Грина «Алые паруса», «Маленький принц» Экзюпери, «До свидания, Овраг!» драматическая печальная история бездомных собак по повести современного писателя Константина Сергиенко.
Сейчас мы реализуем интегрированный проект «Память сердца», посвященный 70-летию ВОВ. В рамках этого проекта уже реализована постановка литературно-музыкальной композиции, запланированы акции, походы в музеи военной славы, викторины.
Наши воспитанники готовят научно-исследовательские работы – основанные на желании удовлетворить личный интерес и самореализоваться. Темы ребята выбирают сами, они соответствуют их увлечениям и интересам – «Молодежная культура Хип-Хоп» 2014, «Корейский танец. От древности до современности» 2015, «Сара Словина. Как расцветали Жарки Хакасии» 2016, «Снежный барс – символ Хакасии» 2016
Значимым воспитательным средством наших воспитанников считаем культурно-познавательные поездки в соседние города Сибири: Красноярск, Томск, Новосибирск, Новокузнецк.
Особое место в нашем воспитательном арсенале занимают место наши традиционные встречи «Кораблик мечты», «Фонтан желаний». Мы готовимся к встрече старых друзей, стараемся встретить их каждый раз по-особому, а затем старшие готовят праздничную встречу новым Человечкам.
А. С. Макаренко. Он писал: «Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция; воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе; школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой».

Литература:
Алиева Л.В. – Образовательный научно-популярный журнал «Дети. Техника. Творчество» №1 //«Специфика воспитательного потенциала учреждения дополнительного образования», 2009.
Амонашвили Ш.А. Учитель вдохнови меня на творчество. – Хмельницкий: Подольский культурно-просветительный центр им. Н.К. Рериха; Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, 2011.
Антология гуманной педагогики: Макаренко А.С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили 2000.
Каргина З.А. «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://dopobraz-karelia.ru/images/library_for_teachers/Kargina_osobennosti_vospitania_DO.pdf (дата обращения: 13.09.2016).