Подготовка специалистов в техническом и профессиональном образовании


Подготовка специалистов в техническом и профессиональном образовании
Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систеему образования на качественно новый, соотвествующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распростронение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности.
Так, в Законе «Об образовании» Республики Казахстан в качестве приотритетной задачи системы образования отмечается «внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной,
Информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к меняющимся потребностям общества и рынка труда»
Сегодня профессиональное образование выходит на более высокий технологический уровень, так как появляется потребность в поиске новых технологий обучения, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения, с идеей технологичности и инновационности процесса подготовки будущих специалистов различного профиля и направления.Безусловно, без чётко сформулированных требований к будущим специалистам, без всесторонне продуманного отбора содержания учебного материала на основе преемственности, последовательности, логичности и непрерывности невозможно достичь конечной цели — подготовка высококвалифицированного специалиста. По этой причине к преподавателям учреждений профессионального образования предъявляется ряд требований, выполнение которых в полном объёме будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в профессиональном образовании. Одним из основных требований является систематическое овладение (с учётом контингента обучающихся), новыми методами обучения, инновационными и педагогическими технологиями, которые обеспечивают получение необходимых и достаточных знаний для дальнейшей профессиональной деятельности, а также вбирают в себя систему информации, необходимой для подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям государства, общества и самого работодателя.Учёт и выполнение такого рода требований, на наш взгляд, повлияют на познавательную активность будущих специалистов, их учебно-профессиональную мотивацию, индивидуализацию и техно- логизацию педагогического процесса и, в конечном итоге, на повышение качества подготовки будущих специалистов в техническом и профессиональном образовании, а также на модернизацию данного уровня образования.Современная модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда, что, в свою очередь, обусловлено ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.Профессиональная подготовка специалистов должна рассматриваться в рамках процесса непрерывного профессионального образования. Непрерывность образования обеспечивается за счет всестороннего развития личности на всех этапах ее жизнедеятельности: поступательное обогащение ее возможностей во все более полной реализации сил и способностей, профессиональный и общекультурный рост. Это означает единство всей системы образования, свободный доступ к ней.В профессиональной педагогике непрерывное образование рассматривается как новая, гуманистически ориентированная ее конституция. На основе этого систематизирующим фактором непрерывного образования считается целостность, определяющая особенность его развития и содержания.Изучение позитивных мировых тенденций развития технического и профессионального образования показывает, что преемственность ступеней и уровней образования, соответствие квалификации требованиям рынка труда достигаются за счет гибкости, модульности образовательных программ, интегрированных образовательных программ по специальностям, в том числе эквивалентных программам бакалавриата, а также за счет разработки и внедрения с участием работодателей, международных экспертов государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального образования, предусматривающих формирование у обучающихся базовых специальных и профессиональных компетенций.С позиции профессиональной педагогики содержание образования зафиксировано в документах—    Государственном образовательном стандарте, учебной программе соответствующего курса и др. При этом в содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по современной подготовке специалистов.Отсюда вытекает, что сегодня в Казахстане содержание подготовки специалистов должно формироваться на основе государственных образовательных стандартов, включать его гуманизацию, обучение и воспитание специалистов на основе принципов независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности. Особое внимание в педагогическом процессе профессиональных колледжей должно уделяться личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, творческой активности, стремления к формированию самостоятельности в процессе познавательной деятельности.В данном случае немаловажную роль играют профессиональные качества современного преподавателя профессионального образования. В качестве основных профессиональных качеств педагога мы выделяем трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно улучшать качество своего педагогического труда в области современных технологий обучения и т.д.Педагогическая деятельность преподавателя профессионально-технического образовательного учреждения — это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе среднего звена оптимальных условий для обучения, развития и саморазвития личности обучающегося и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Успешное осуществление педагогической деятельности требует высокого уровня профессионального сознания преподавателя, его направленности на обучение и воспитание будущих специалистов, овладения им педагогическими технологиями, мастерством и техникой.Общая цель профессиональной подготовки, которая состоит в формировании специалиста, способного к творческому преобразованию сферы деятельности, распадается на две частные: формирование системы профессиональных знаний и умений, а также развитие личности современного специалиста среднего звена.Важным структурным элементом в педагогической деятельности преподавателя являются орудия его труда — знания и умения. Структура знаний преподавателя включает систему специальных, педагогических, психологических и методических знаний.В структуру методических знаний преподавателя входит знание методов и методических приемов преподавания с учетом специфики своего предмета и метода воспитания, уровня воспитанности обучающихся разных курсов и разных отделений. Особую актуальность в настоящее время приобретает знание сущности современных педагогических технологий, условий их применения в педагогическом процессе.На основе изложенного выше необходимо акцентировать внимание на то, что система среднего профессионально-технического образования будет динамичной, гибкой, если ее подсистемы способны менять положения относительно друг друга и сами готовы к изменению. Изучить структуру и содержание процесса подготовки будущих специалистов значит раскрыть важнейшую сторону сущности подготовки, а также механизм развития и функционирования всей системы технического и профессионального образования.