Статья на тему Интегративно-дифференцированный подход при изучении дисциплины Анатомия


Методическая разработка
Тема «Интегративно-дифференцированный подход при изучении дисциплины «Анатомия»
Автор: Андрианова Вера Ильинична, преподаватель естественно-научных дисциплин.
Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение интегративного и дифференцированного подхода и обеспечивает, как достижение целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения.
При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетенции для самоопределения, самораскрытия и саморазвития.
Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса, достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.
Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов, с целью учета особенностей контингента.
Различают три уровня дифференциации обучения.
Для первого уровня характерно овладение дидактическими единицами на уровне воспроизведения (в объёме контролируемого минимума содержания)
Критерием второго уровня является способность обучающегося применять усвоенный учебный материал в несколько изменённых условиях ( в объёме зафиксированного, контролируемого и неконтролируемого компонентов минимума содержания).
Третий уровень характеризуется овладением материалом до степени его активного применения ( в расширенном по сравнению с минимумом содержания объёме).
При проведении лекции по анатомии, по теме «Пищеварительная система» обучающиеся с низким уровнем знаний (1 уровень) выполняют простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.
Вопросы-задания 1 уровня:
-прочитать параграф «Строение органов пищеварения».
-записать порядок органов пищеварения.
-зарисовать строение зуба и подписать его части.
Обучающиеся со средним уровнем знаний (2уровень) анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.
-прочитать параграф «Строение органов пищеварения» и ответить на вопросы.
-составить схему движения пищи.
-почему к числу необходимых условий использования пищи организмом относят её механическую обработку и химическое расщепление.
Обучающиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера.
-прочитать параграф «Строение органов пищеварения» и ответить на вопросы, объясняющие процессы переваривания пищи на основе интеграцией с химией:
-чем объясняется специфичность действия белков-ферментов
-какое значение имеет разница рН среды в желудке и тонком кишечнике
- какие химические реакции поддерживают гомеостаз глюкозы в крови
-заполнить таблицу с указанием органов пищеварительной системы, их строения, функции
Исходя с уровней способностей обучающихся дифференцируется домашнее задание:
1 уровень- самое простое задание – репродуктивного характера.
2 уровень- более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации.
3 уровень- наиболее сложные – творческие задания:
подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)
На основе изучения теоретических особенностей интегративно-дифференцированного подхода к обучению и результатов практического применения этого метода можно сделать вывод:
Дифференцированный подход позволяет каждому обучающемуся работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого обучающегося, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения
Интегрированные занятия позволяют обобщить, структурировать и систематизировать материал. На интегрированных занятиях осуществляется профразвитие личности, обучающиеся овладевают способами познания окружающего мира, человека посредством анализа, синтеза и систематизации знаний, умений и навыков по различным дисциплинам