Мастер-класс «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе»

Савушкина И.В., учитель
начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа №1 города Новоалтайска
Алтайского края»

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Задачи:
Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;
Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:
Погружение в теоретические основы технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой;
Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках

Оборудование:
мультимедийная презентация;
раздаточный материал: приложения.

Этапы
Содержание деятельности мастера
Предполагаемая деятельность участников мастер-класса
Формы деятельности

1. Знакомство, определение темы и цели мастер-класса
- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Меня зовут Савушкина И.В. Мой педагогический стаж 11 лет. Имею первую квалификационную категорию. Тема моего мастер-класса Вам известна: «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе». Практическим освоением технологии проблемного обучения я занимаюсь более 7 лет. Я полагаю, что среди присутствующих тоже есть педагоги, отдающие предпочтение данной технологии, не так ли? Я очень рада, что нахожу в аудитории своих единомышленников. Надеюсь, у нас будет заинтересованный обмен опытом.
Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.
- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.






Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так: «поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Слушают











Озвучивают свои цели.

Фронтальная

2. Актуальность проблемы

- Чтобы начать работу, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми высказываниями об обучении и продумать ответы на вопросы:
- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?
Приложение 1
Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.


Итак, вы проанализировали предложенные вам высказывания. Прошу высказать ваши версии. Ответ на первый вопрос.
Другие мнения есть? Все согласны? Хорошо!
Предлагаю ответить на второй вопрос.


- Вы правильно назвали ключевые выражения, характеризующие технологию проблемного обучения.
- На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Считаю, что этим требованиям, в наибольшей степени, соответствует сегодня проблемное обучение.

Знакомятся с информацией, анализируют её, высказывают свои точки зрения


















Ответ: Высказывание№4 о традиционном обучении.
Называют основные понятия (проблемная ситуация, сам-ый поиск знаний и способов действий, разрешение проблем, противоречия, и т.д.)


Слушают.




Парная





















Фронтальная

3. Теоретические основы опыта
-Назовите Семь золотых правил как подготовить проблемный урок.
1.Отобрать необходимый учебный материал к уроку в соответствии с программой, Стандартами,
календарно-тематическим планированием, УМК);
2.Определить цель и задачи урока;
3. Определить «конфликтную» составляющую содержания урока;
4. Продумать мотивацию УПД учащихся, т.е.
определить прием создания проблемной ситуации на уроке;
5. Продумать личную и социальную значимость решаемой проблемы;
6.Продумать формы организации УПД,
обеспечивающие взаимодействие учителя и уч-ся в разных режимах (Принцип единства формы и содержания).
7.Определить приёмы создания рефлексивного этапа урока (контроль, рефлексия)
Так что же будет составлять основу проблемного урока?
Создавать проблемные ситуации – не простое дело. Это профессиональная компетенция современного учителя, требующая от него наличия определенных умений. Каких?
- Знать теорию вопроса (Что такое проблемная ситуация, приёмы её создания);
- постоянно работать над совершенствованием умения. Как? Делая содержание каждого урока проблемным. Это требует больших временных затрат.
Итак, проблемная ситуация – это.
Тогда урок будет иметь такую структуру (по Е.Мельниковой











13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Каковы же приемы создания проблемной ситуации? (Раздать памятки). Е.Мельникова предлагает следующую классификацию:
Приложение 2
Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой)
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации



С удивлением

между двумя (или более) положениями
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников воп -росом или практическим заданием.



между житейским представлением учащихся и научным фактом
3. Шаг1. Обнажить житейское представле -ние учащихся вопросом или практическим зада -нием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить науч-ный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением
между необходимостью и невозможностью выполнить задание
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
6. Шаг1. Дать практичес -кое задание, сходное с предыдущим
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Приём 2 Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём №3.
Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.
Приём №4 Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.
Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Приём №6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.
Технологию проблемного диалога используют педагоги разных предметов. Известно, что для русского языка наиболее характерны приёмы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приёмы 1 и 4 идут несколько реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приёмами 4, 5, 6, хотя приём 1 тоже используется. В литературе и истории можно сталкивать полярные позиции учёных, критиков и разные мнения учеников с помощью приёмов 1 и 2. В естествознании чаще других используется приём 3, т.к. по окружающему миру у ребёнка много житейских представлений.

Предлагают версии.








Проблемная ситуация.





















Педагоги следят по памятке


Фронтальная

5. Представление опыта работы мастера
- Предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент моего урока. Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака в глаголах после шипящих» и определить способ создания проблемной ситуации. (Приём №5: Практическое задание, не сходное с предыдущим.)
Применение данной технологии позволяет мне добиваться осознанного освоения школьниками определенных знаний, активизирует мыслительную деятельность. Повышается уровень познавательной активности. Ученики задают большее количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все их действия имеют целенаправленный познавательный характер,  дети реже отвлекаются, выполняют самостоятельно задания, желают выполнять трудные задания. У учащихся усиливается желание учиться, постигать новые знания, проявлять самостоятельность.
- Послушайте мнение самих детей, моих бывших учеников, ныне 5-классников. (Видеоинтервью)
Смотрят, анализируют, определяют тип проблемной ситуации, анализируют результативность применения.


Слушают мнения детей, анализируют


Парная, фронтальная

6. Практическая часть







- Предлагаю применить свои теоретические знания, полученные в ходе мастер-класса, на практике, поучившись распознавать приёмы создания проблемных ситуаций из фрагментов моих уроков.

(Группы сформировались по приходу на мастер-класс, когда участники занимали свободные места. Желательно, чтобы количество групп соответствовало количеству приёмов. В случае, если групп окажется меньше, то каждая группа выбирает не один, а два или три приёма.)
Приложение 3
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»
- Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери. -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери). – К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.) -Определите их род и падеж. (ж.р., П.п) -Выделите окончания. (-е, -и) -Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) (Приём №1)
Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».
На доске записаны слова: Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы. –Какая буква объединяет все слова?(ц) -Какая буква написана после «ц»? (и, ы) -Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы) -Какой вопрос у вас возникает?(Приём №1)
Урок математики по теме «Круг и окружность» -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь? -Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, Кто же я такой, друзья? (круг) У круга есть одна подруга Знакома всем её наружность. Она сестра родная круга, А называется (окружность) Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки. –Как вы считаете : где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения ) (Приём №2)

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав?(Приём №2)

Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные» На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.) -Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) (Приём №3)

Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. –Какие фигуры перед вами? -Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка) -Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника) -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут). (Приём №4)

Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367 -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа) -Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.) -В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание? (Приём №5)

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения» -Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правопи- сание мягкого знака на конце наречий после шипящих) -Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак) -Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч, плач.., настеж, доч, навзнич, рож , сплош, вскач . –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что). - Прочитайте предложение, записанное на доске: Нашей Маше замуж невтерпёж .. –Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь») - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь») (Приём №6)
- Предлагаю каждой группе доказать соответствие выбранного ими приёма фрагменту урока.
Вывод:
Без сомнения, технология ПД – современная, отвечающая требованиям ФГОС, здоровьесберегающая, уникальная и детально разработанная. Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

Получают листы с фрагментами уроков.




С помощью памятки определяют тип проблемной ситуации





















































Выслушивают выступления друг друга, по необходимости вступают в спор.
Групповая работа

































































Межгрупповое общение


7. Рефлексия
Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда Вы определяли для себя цели.

- Предлагаю Вам совместно собрать весенний букет. Если цели, которые Вы для себя определили в ходе мастер-класса, были реализованы полностью, выберите и поставьте в вазу красный цветок, если частично – голубой, а если мастер-класс прошёл без пользы для Вас – белый.

Мастер подводит итог рефлексии.
Завершая наше общение, я хочу рассказать Вам одну притчу об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, он был практически полон.
Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? изумились ученики.
Я выполнял свою задачу, ответил мудрец, сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы
Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? спросили ученики.
Нет, сказал мудрец главная задача Учителя воспитать в ученике человечность и доброту, он улыбнулся и продолжил, и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно..
-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.


Участвуют в этапе рефлексии


Слушают.































Благодарят







Список литературы:
1..Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками. М: 2006
1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972
2. В. Оконь. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968
3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
4. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
7. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1978.



4. Творческое применение «открытых» знаний

3. Выражение решения

2. Поиск решения

Поучиться применять на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения.

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

ЦЕЛИ:

1. Постановка учебной проблемы




Заголовок 1 Заголовок 315