Доклад«Развитие мышления учащихся в процессе создания проблемных ситуаций на уроках физики»










«Развитие мышления
учащихся в процессе
создания проблемных
ситуаций на уроках физики»



Учитель физики Черкасова З.И.
Основная цель активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей, которые развиваются в процессе деятельности.
Еще К.Д Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путём, чтобы на долю воспитанников оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».
Развивать познавательные способности и мышление учащихся – значит, формировать у них мотивы учения.
Мыслительная деятельность делится на три уровня:
уровень понимания;
уровень логического мышления;
уровень творческого мышления.
Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения и т.д.
Логическое и творческое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.
Учащиеся должны самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, выводить формулы, анализировать их и т.д.
В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам.
Приёмы развития логического мышления – эвристическая беседа, логико-поисковые задания, задачи и т.д.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.
При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:
Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.
Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое.

Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.
Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.
На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:
противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
противоречия процесса познания (противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);
противоречия самой объективной реальности.
Например, в 11 классе при изучении природы света, прошу учащихся подумать над тем: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (например, как можно заставить звенеть колокольчик).
После обсуждения приходим к выводу, что возможны только два способа передачи воздействий:
путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;
посредством окружающей их среды.
После этого сообщаю, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:
корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)
волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)
Обе теории удовлетворительно объясняли явления отражения и преломления света.
Свет обладает дуализмом, то есть «двойственностью» - в одних случаях ведет себя как волна, в других случаях, как поток частиц.
При изучении силы Архимеда в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: ломтики картофеля в двух стаканах с водой плавают по-разному. Почему?
Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.
Возможно несколько способов выдвижения проблем.
1. Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений (или теорий). Например, при изучении электрических явлений у учащихся продолжительное время формируют представление о том, что для возникновения тока необходим источник тока (гальванический элемент). Повторив условия существования тока, учитель предлагает их вниманию опыт с движением проводника в магнитном поле, показывающий, что можно получить ток в проводнике и без известных им источников тока (гальванических элементов и аккумуляторов). Возникает проблемный вопрос: «Почему это происходит?»
Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью повышения интереса учащихся к объяснению учителя и активизации их мышления в процессе восприятия нового материала.
2. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины. Например: 7 класс Тема «Измерение физических величин» показываю картинку или эпизод из мультфильма «33 попугая», задаю вопрос: как и что измеряли герои? Можно ли измерять длину в попугаях? Почему? Возникает проблемная ситуация. Для решения даю подсказку – единицы измерения длины в древности на Руси, в других странах. Вместе находим решение, проверяем на опыте (сравниваем локоть у разных учеников), подходим к международной системе измерений.
4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление.
Например, после изучения явления теплопроводности в 8 классе, учащиеся уже знают, что теплота может передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой, задаю вопрос: «Почему в помещениях под потолком температура воздуха обычно бывает выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели – батареи отопления – находятся внизу?»
Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его нельзя объяснить передачей теплоты путем теплопроводности.
После обсуждения данной проблемной ситуации приходим к выводу о том, что здесь имеет место другой вид теплопередачи – конвекция.
Одним из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики является постановка проблемной ситуации при проведении фронтального эксперимента. Например, при изучении свободного падения предлагаю при помощи простых предметов- секундомер, линейка, ластик - определить ускорение падения. Разная высота, разные падающие предметы - но ускорение получается приблизительно одинаковое. Почему? Берем лист бумаги и скомканный в комок такой же лист бумаги –выясняем характер движения ,находим решение проблемы вместе.
Например, тема “Плотность вещества” 7 класс. Учащимся предлагаются разноуровневые задачи:
1) Имеется алюминиевый цилиндр. С помощью весов и мензурки определите, есть ли в нём пустоты?
2) Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.
3) Дан моток медной проволоки. Определите её длину, не разматывая мотка.
Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта:

1. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости?
Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом «имеется шприц с 1\8 воды комнатной температуры, закрыв отверстие резко выдвинуть поршень шприца до крайнего положения – вода закипит, будучи холодной» и поставить вопрос: Почему вода закипела? - для учащихся это будет творческая задача.
Использую пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Каждый на свой аршин мерит.
Зимой нет теплей места, летом нет холодней (погреб или печка).
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Русская сказка. Известно, что сказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям.
Проблемную ситуацию можно создать и при решении задач.
Проблемные задачи это задачи творческого характера, требующие от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задачи эффективны, если школьники уже приобрели необходимые навыки и умения в решении задач по готовому образцу и наступает этап, когда нужно сделать эти знания активными. Таким образом, проблемные задачи используются обычно на завершающем этапе закрепления пройденного материала и при повторении.
Задачи, в которых требуется объяснить явления, указать причины его возникновения, а значит, раскрыть его связи с другими явлениями. Ключевые вопросы этих задач: «Что это такое? Почему это происходит? При каких условиях это наблюдается?»
Задачи, в которых требуется объяснить, научно обосновать сущность применяемых на практике приемов и способов. Ключевые вопросы этих задач: «Для чего это делается? На чем основан этот способ?»
Задачи, в которых требуется указать общие черты и существенное различие тел, предметов или явлений. Ключевые вопросы этих задач: «Что общего между ними? Каковы их существенные отличия?»
Задачи, в которых требуется предсказать явление на основе знания закономерностей его протекания и связей с другими явлениями. Ключевой вопрос этих задач: «Что произойдет, если?».
Задачи, в которых требуется указать условия, необходимые для получения того или иного эффекта, явления. Ключевой вопрос этих задач: «Что необходимо для того, чтобы?».
Задачи, в которых предлагается привести примеры проявления изучаемых свойств тел или явлений и их применений. Ключевые вопросы этих задач: «Где это наблюдается? Где это применяется?».
Задачи, в которых требуется систематизировать или классифицировать предметы или явления по какому-то определенному признаку или охарактеризовать физическое явление или величину по графику или уравнению.
Задачи проблемного характера можно применять в качестве домашних заданий и для решения в классе. В последнем случае особенно эффективными оказываются проблемные экспериментальные задачи, в особенности, если они охватывают широкий круг вопросов по данной теме. Например, задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения или многократных проверок, и т. п. Поэтому домашняя работа проблемного характера не менее важна, чем работа, осуществляемая на уроке. Некоторые типы этих задач я покажу на своем уроке.
Невозможно все уроки строить на основе проблемного подхода, да и не нужно. Эффективность процесса обучения физике – в гармоничном, оптимальном сочетании элементов различных технологий.
Хђ Заголовок 315