«Технология подготовки и проведения учебного занятия в дополнительном образовании»

 
 
 
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Алейска.

 
 
 
 
 
 





 
 
Методические рекомендации
 
«Технология подготовки и проведения
учебного занятия в дополнительном образовании»
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
Составитель: Савельева О.Л.,
заместитель директора по
учебно-методической работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Алейск
2016г.
 
Методическая разработка предназначена педагогическим работникам системы дополнительного образования. Документ содержит материалы, позволяющие качественно подготовить и провести учебное занятие.






Содержание

Актуальность разработки методических рекомендаций...........................................3
Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию............................................3
Постановка цели и задач занятия...........................................4
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста учащихся4
Типы учебных занятий.........................................5
Структура занятия............................................6
Содержание плана-конспекта учебного занятия.............................................6
Представление проекта занятия.............................................7
Условия эффективности занятия................................................7
Методы организации учебного занятия..............................................7
Здоровьесберегающие технологии проведения занятий..................................................9
Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии10
Список литературы.................................11




































«...Самый плохой архитектор отличается
от самой хорошей пчелы тем, что, прежде
чем построить здание, он уже имеет его в
своем воображении...»
 
Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия в настоящее время актуально в связи с рядом факторов:
– возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:
– отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;
– существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей, так как занятие в учреждении дополнительного образования детей – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает его успех? Как удержать внимание детей, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, речь идет о технологии подготовки учебного занятия.
Порядок подготовки педагога к учебному занятию в условиях уже поставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация.
Алгоритм подготовки педагога к нему может быть следующим:
1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.
– Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
– В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
– Насколько полно и качественно реализовано содержание?
– Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
– За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
– В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
– Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),
– обозначение задач учебного занятия,
– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного,
– определение вида занятия, если в этом есть необходимость,
– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;
– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.
в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Умение формулировать цель и задачи учебного занятия входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии.
Цель должна быть диагностичной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации. Кроме того она должна быть конкретной, точно измеряемой, иметь установленные сроки выполнения.
Педагог, приступая к формулировке цели занятия:
-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;
-определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;
-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.
На занятии решаются три вида задач:
Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности).
Развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).
Требования к постановке задач занятия:
-задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,
- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,
- задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности,
- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить ) их выполнение,
- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.)
 
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей:
Обучающие задачи
Примеры обучающих действий педагога:
Познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, сравнивать, анализировать, высказывать, применять, систематизировать, свободно оперировать понятиями и др.
Воспитательные задачи (младший школьный возраст):
Воспитывать: Любовь к малой Родине, к родному дому, семье, двору, городу и т.д., доброжелательное отношение к окружающим, соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, умение заботиться, доброты, искренности, чуткости, общительности стремления помочь, отзывчивости.
Формировать: положительную самооценку, потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость выдержку), потребность в здоровом образе жизни (умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения, оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда)
Воспитательные задачи (подростки).
Воспитывать: гражданские качества личности (интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость).
Формировать: положительную «Я-концепцию» (умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать), потребность в саморегуляции (ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать), потребность в здоровом образе жизни (разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий и своего места в обществе).
Воспитательные задачи (старшеклассники)
Формировать: положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности (уважительное отношение к людям; общественную активность; интерес к культуре и истории России; стремление принести пользу обществу; понимание личного и общественного значения труда; осознание личной и общественной значимости образования, потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата), потребность в общении в контексте культуры (умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг.
Способствовать личностному и профессиональному самоопределению (формированию потребности в достижении цели, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников).
Развивающие задачи:
Младший школьный возраст
- развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности - формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть не себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
- развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;
- развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
- развивать эстетические чувства.
Подростки
- развивать самосознание;
- развивать интерес к познавательной деятельности:
- развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;
- развивать творческие способности;
- формировать способы социального взаимодействия;
- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
Старшеклассники
- развивать познавательные и профессиональные интересы;
- развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
- формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);
- развивать самосознание;
- развивать творческие способности.
Типы учебных занятий.
Для того, чтобы выявить общее в огромном многообразии учебных занятий, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта очень сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации учебных занятий. В зависимости от того, какие признаки (стороны) занятий берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация занятий по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту занятий в общей системе:

· комбинированные (смешанные)

· изучения новых знанийформирования новых умений

· обобщения и систематизации изученного

· контроля и коррекции знаний, умений

· практического применения знаний, умений.
Введем понятие структура занятия, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип занятия определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Классическая четырехзвенная структура занятия опирается на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип занятия носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного занятия, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

· организация работы (1-3 мин.)

· повторение изученного (актуализация знаний) (10 - 15 мин.)

· изучение новых знаний, формирование новых умений

· (10 - 15мин.)

· закрепление, систематизация, применение (10 - 15мин.)

· подведение итогов, домашнее задание (2-3 мин.)
Нетрудно понять, почему такой тип занятия назван комбинированным – на нем педагог имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) занятия могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает занятие гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного занятия в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных занятий занимает 75-80 % от общего числа всех проводимых занятий.
Жизнестойкость классического комбинированного занятия определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
Кроме своего важного преимущества – возможности достигать на одном занятии нескольких целей комбинированное учебное занятие имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда было предложено комбинированное занятие, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на занятии, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов занятия снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы занятий, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это занятия изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченное» комбинированное занятие. Структура выделенных типов занятий состоит обычно из трех частей: 1) организации работы (1-3 мин.), 2) главной части (формирование или усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3) подведения итогов и домашнего задания (2-3 мин.).
План-конспект учебного занятия включает:

·  название изучаемого раздела и темы календарно-тематического плана;

·  цель и задачи, решаемые на занятии;

·  тип занятия;

·  продолжительность занятия;

·  используемые на занятии оборудование и материалы, дидактический материал, зрительный, музыкальный и литературный ряды.

·  структуру занятия в зависимости от его типа (см. выше).
Как представить коллегам проект своего занятия
1. Дать характеристику группе, в которой будет проводиться занятие. Необходимо также пояснить, где и как педагог учитывал особенности детей при конструировании занятия. Обязательно нужно отметить, какие особенности обученности, обучаемости и пр. учитывал педагог при составлении занятия.
2. Обозначить место данного занятия в теме, разделе, курсе изучения предмета.
3. Назвать цели, поставленные на занятии.
4. Отметить, какое содержание учебного материала будет использовано на предстоящем занятии.
5. Перечислить формы и методы работы на занятии, обосновать выбор.
6. Познакомить гостей со структурой предстоящего занятия и информировать их о распределении времени на различные его этапы.
7. Обратить внимание на собственные изобретения, раскрыть их сущность, рассказать, в чем новизна предлагаемого материала или форм деятельности.
8. Следует указать и средства обучения, которые будут использованы на занятии.
9. Представить коллегам запасные методические варианты.
10. Спрогнозировать возможные учебные действия, реакцию учащихся на изучаемый материал и предположительный результат.
После проведения представленного занятия необходимо проанализировать, что удалось и не удалось реализовать на занятии в полной мере и какие коррективы пришлось внести педагогу в ходе занятия, указать причину.
Условия эффективности учебного занятия
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Методы организации учебного занятия
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Следовательно, понятие метода обучения отражает:

·  способы обучающей работы педагога и способы учебной работы обучающихся в их взаимодействии, то есть способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач;

·  специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п.
Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление.
В дополнительном образовании детей могут использоваться следующие методы организации учебного занятия:
- словесный, наглядный, практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
метод наблюдения;
- метод программированного обучения;
- проектно-конструкторские методы;
- игровой;
- интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.)
- психологические и социологические методы и приемы.
Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция, практикум, сценический этюд и др.; письменные работы; конспект; выписка; составление докладов; рефератов, сценариев, программ и т.п.
Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.
Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; видеозапись звуков, голосов; фотовидеосъемка; проведение замеров и т.п.
Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты и т.д.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа; постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения (остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно); самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игры-конкурсы, игры-путешествия, ролевые игры, деловая игра; настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.
Наглядный метод обучения: с использованием наглядных материалов: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы.
Психологические и социологические методы: анкетирование (разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование); психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.
Интеграционный метод (проведение занятий с использованием различных средств искусства): изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение.

Здоровьесберегающие технологии проведения занятий.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, здоровьесберегающие технологии относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Педагогу в организации и проведении учебного занятия необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в учебном кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности (в норме – 4-7 видов в течение занятия, т.к. частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут);
4) число методов организации занятия: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (в норме – не менее трех);
5) чередование методов (в норме – не позже чем через 10-15 минут);
6) наличие и выбор места в ходе занятия методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки;
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут занятия по 1 минуте из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения);
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на занятии;
13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
14) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %);
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы);
16) темп и особенности окончания занятия: спокойное завершение занятия, учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать домашнее задание, попрощаться с учащимися;
Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии:
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Учреждение дополнительного образования детей - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям. Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях, помогает ребенку раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми
Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.
Основные методы психологического воздействия можно использовать на учебных занятиях как индивидуально, так и со всем коллективом:
1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на достижение следующих задач - уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои
чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека. Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний", невербальное приветствие, прощание с членами коллектива. Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и т.д.
2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, я среди друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим, мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива. Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования. По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуртерапия - воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива.
4. Логотерапия - разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как: "Интервью" - у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске - будто не про себя. "Знакомство-представление" - познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих. "Если бы я был ..." - игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.
5. Игротерапия - игра образами. Задачи: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей; развитие творческих возможностей и развитие саморегуляции. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.
Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.
Эти методы доступны, просты и могут широко использоваться в работе педагогов дополнительного образования.
 
Подготовка и проведение педагогом учебного занятия - это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.
Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь творчески мыслящего педагога. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс его повседневной деятельности.


Список литературы
1.  Л.Н.Буйлова, Н.В.Клёнова. Как организовать дополнительное образование детей. Практическое пособие. М., Аркти, 2005.
2.  Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 2, 2003.
3.  Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. – 2003. - №2. – С. 35-39.
4.  Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. О.Е.Лебедева. М., ВЛАДОС, 2000.
5.  В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М., ВАКО, 2004.
6.  С.А.Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. Детский творческий центр: организация методической работы. Волгоград. «Учитель», 2007.
7.  Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников / В.М. Коротов и др. Воспитание ученика. - М., 1990.
8.  О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Ф. Лехтман, к.п.н., заслуженного учителя РФ. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 91 с.
9.  И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для вузов. Новый курс. М., Владос, 2001.
10. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. – 2002. - №10. – Вкладыш.
11. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
12. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. – 2002. - №2. – С.120 – 128.
13. Цирлина ТВ. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
14. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15