Семинар по теме Квест-технологии на уроках биологии как способ формирования положительной мотивации обучающихся


Квест-технологии на уроках биологии как способ формирования положительной мотивации обучающихся
ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ
В. А. Сухомлинский
(сл.1) Добрый день! Меня зовут Алёна Александровна. Я – учитель биологии и химии I квалификационной категории школы №33.
(сл.2) Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у учащегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
(сл.3) В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как развивается? Какие педагогические срЕдства можно использовать для формирования у обучающихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов занимаются решением этой проблемы.
Актуальным на сегодняшний день являются применение инновационных технологий в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких способов является квест-технология.
(сл.4) Итак, тема методического семинара «Квест-технологии на уроках биологии как способ формирования положительной мотивации обучающихся».
В связи с введением ФГОС нового поколения большое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов образовательного процесса. Одним из средств является образовательный квест.
(сл.5) Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными.
(сл.6) Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы, так и вне ее.
(сл.7) В ходе урока-квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
•Игровая
•Коммуникативная
•Познавательно-исследовательская
•Двигательная
•Изобразительная
•Музыкальная
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
(сл.8) На сегодняшний день принято различать несколько видов квестов: линейные, штурмовые, кольцевые.
Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. Кольцевые и штурмовые квесты также являются интересными, творческими и требуют большей подготовки учеников.Выбор квеста также зависит от возрастных особенностей учеников. Если для учащихся 5 класса квест выступает больше, как игра с красочными элементами и этапами, то для старшеклассников необходимо наличие соревновательного момента и поощрения за верно выполненные задания.
(сл.9) Структура квест-технологии сводится к следующему: введение, задания, порядок выполнения, оценка.
(сл.10) На этапе введения в квест важно вступительное слово учителя с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания соответствующего эмоционального настроя. Так же на этом этапе происходит:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт или путеводителей, на которых представлен порядок прохождения заданий (этапов).
(сл.11) На этапе выполнения заданий могут быть использованы различные методы обучения и формы работы: работа в парах, в группах, проектирование, работа с дополнительными источниками информации (справочными материалами, интернет-ресурсами), наглядные (показ презентаций и видеофрагментов, муляжи, работа с микроскопами), словесные (беседа, лекция, рассказ), практические (лабораторные работы).Естественно, выбор методов обучения и форм работы в преподавании биологии зависит от темы предстоящего урока и от возрастных особенностей обучающихся.
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий. Команда получает недостающую информацию, подсказку и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий обучающиеся могут получать бонусы (карточки) и штрафы.
(сл.12) Конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. И каждый участник старается изо всех сил, чтобы вложить свой максимальный вклад в победу команды. Поэтому в группах среди учеников присутствует взаимообучение и самообучение.
Итогом квеста не обязательно должны выступать призы. В результате прохождения этапов ребята могут получить ответ на проблемный вопрос, как это было продемонстрировано на открытом уроке, либо они могут сформулировать тему следующего урока.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
(сл.13) В настоящее время особую популярность набирают web-квесты. Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако, благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов, они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.
(сл.14) С 2014 года наша школа является инновационной площадкой по теме «Электронное обучение как условие формирования информационной культуры учащихся».
В рамках данного проекта на учебных занятиях при использовании квест – технологии активно применяю комплекс «Живой урок».
(сл.15) Электронный образовательный комплекс "Живой Урок" - это индивидуальный учебник по всем предметам, интегрированный в специально созданном интернет-портале live-st.ru. В качестве технической платформы использует уникальное устройство – девайс. Данное устройство представляет собой два соединенных и связанных между собой экрана.
(сл.16) Использование электронного образовательного комплекса «Живой урок» позволяет ученикам работать и добывать новые знания самостоятельно. То есть работа учителя теперь заключается не в простом цитировании текста параграфа, а в направлении учащихся к получению новых знаний. Ученик на уроке самостоятельно ищет ответы, познает новое, делает выводы. Учитель же направляет, контролирует, исправляет, задает тон урока.
Чаще всего квест-технологию применяю при изучении нового материала, где ребята при помощи работы в парах или группах и выполнения заданий приходят к пониманию новых биологических терминов.
Квест – технология – это игра, в которой задействуется одновременно интеллект участников, воображение и творчество. Во время игры необходимо проявить смекалку, наблюдательность, находчивость и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Квест-игра - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
(сл.17) Использование квест технологий на уроках биологии повышает мотивацию к изучению предмета, вследствие чего растет качество знаний учащихся.
Следующий положительный момент по использованию квест-технологий - это возможность выявить одаренных учеников, которые с большим удовольствием принимают участие в предметных олимпиадах, викторинах, научно-практических конференциях, конкурсах.
(сл.18) Каждый учитель в своей педагогической деятельности использует несколько технологий. Какие-то ему нравятся, он вносит в них свои методы и приемы, от других отказывается. Я для себя определила, что квест является одной из приемлемых технологий в преподавании биологии. Результаты по использованию данной технологии были оценены на республиканском конкурсе «Лучший урок с применением электронных средств обучения», на котором продемонстрировала работу с электронным образовательным комплексом «Живой урок» и стала победителем в номинации «Лучший мастер-класс».
(сл.19) Так же стараюсь делиться своим накопленным опытом с коллегами, принимаю активное участие в проведении семинаров, выставок, конференций и мастер-классов городского и республиканского уровня.
(сл.20) Спасибо за внимание! Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу!
Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции, в том числе способности к содрудничеству, развитие исследовательских учебных действий, навыки работы с информации, расширение пользовательских возможностей работы с компьютером, осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового и стремления к самосовершенствованию, способность выполнять различные социальные роли, понимание возможности самореализации, формирование коммуникативной компетенции культурного общения.