ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Мусатова Г.В.
Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе – это неотъемлемый элемент современного образования. Внедрение новых информационных технологий на учебных занятиях позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы студентов, создать условия для формирования коммуникативных компетенций.
Как известно, современный урок ориентирован на овладение каждым студентом совокупностью компетенций как результатов обучения. Если информационная компетенция выражается в умении студента принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, в том числе при помощи современных компьютерных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции, то коммуникативная - позволяет использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета строить коммуникацию в группе с людьми для получения общего результата. Таким образом, коммуникативная компетенция выражается в умении высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций. Коммуникативная компетентность определяется готовностью ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, а именно:
- получать необходимую информацию;
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
  Использование компьютерных технологий в процессе обучения, пробуждает исследовательский интерес студентов, что способствует росту их интеллектуального уровня и формированию коммуникативной компетенции. Поэтому целью уроков  становится  создание условий для формирования коммуникативной компетенции студентов на основе применения информационно- коммуникативных технологий. Реализация данной цели  осуществляется через решение следующие задачи:
повысить эффективность урока, развивая мотивацию через использование информационно- коммуникативных технологий;
расширить возможности предъявления учебной информации за счёт использования информационно- коммуникативных технологий;
увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов с помощью информационно- коммуникативных технологий;
повышать познавательную активность, умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
создать условия для творческой деятельности студентов на занятии.
Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Таким образом, использование информационно- коммуникативных технологий  на учебных занятиях повышают эффективность самого процесса обучения (развитие интеллекта и навыков самостоятельной работы по поиску информации); развивают способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его (коммуникативная компетенция); повышают качество контроля знаний и  интереса к изучению предмета, активизируют творческий потенциал участников процесса познания. Формирование коммуникативных умений способствует повышению познавательной мотивации студентов, содействует установлению межпредметных связей. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение процессом общения в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной  и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения.

Тема урока: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева.
(1818-1883)
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели урока:
Создать условия для формирования у студентов представления о жизни и творчестве писателя, показать его сложную, противоречивую натуру.
Способствовать формированию у студентов развития связной монологической речи, внимания, мышления, памяти.
Содействовать формированию самостоятельности, творческой познавательной активности, интереса и уважительного отношения к русской литературе.
Оснащение: выставка: « Сегодня на уроке». Портреты и фотографии И.С.Тургенева, запись романса «Утро туманное», мультимедио, презентация по жизни и творчеству И.С.Тургенева.
Подготовительный этап:
Опережающее задание:
1.Сообщения студентов:
Детские годы писателя.
Годы учебы.
Начало литературной деятельности.
«Я ничего не видел на свете лучше Вас» (Тургенев и Полина Виардо).
Арест и ссылка И.С.Тургенева.
Тургенев-романист.
Последние годы жизни И.С.Тургенева. « Стихотворения в прозе»

2.Выучить стихотворения наизусть: «Русский язык», «Цветок»

Основной этап.
«Главное в нем - это его правдивость».
Л.Н.Толстой
«Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.
М.Е Салтыков-Щедрин.
«Во всей теперешней литературе больше всего таланта у Тургенева»
Н.В.Гоголь.

Ход урока.
I.Организационный этап:
Приветствие
Проверка присутствующих и готовность студентов к уроку
Актуализация субъектного опыта студентов
Мотивация
Целеполагание

II. Этап изучения нового материала.

Звучит романс «Утро туманное».
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого романса?

Вступительное слово преподавателя.
-Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного плодотворного и противоречивого писателя русской литературы
-Запишите в тетради тему урока.
-Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым). Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.

Оформление тетрадей (Запись эпиграфов).
-Какие особенности характера и творчества И.С.Тургенева они отражают?

Преподаватель: И.С.Тургенев сыграл большую роль в развитие критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Не у многих писателей вы найдете героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью
И.С.Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своем творчестве показал скрытые в народе силы, его одаренность, его душевную красоту. Тургенев дорог нам и тем, что вслед за Пушкиным он обличал «барство дикое» в условиях крепостнического государства, прославил человека. Мы ценим Тургенева и как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».
-Чтение наизусть стихотворения «Русский язык».

Преподаватель: Кто же такой И.С.Тургенев? Ваши одногруппники расскажут вам об этом человеке, а вы при прослушивании составьте хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева».

Сообщения студентов:
Детские годы писателя.
Заочная экскурсия в Спасское - Лутовиново.
Годы учебы. Где учился И.С.Тургенев, какое образование он получил?

Преподаватель: Личная жизнь писателя всегда вызывает интерес. Вот и мы с вами заглянем в личную жизнь И.С.Тургенева.
Любовь к крепостной Авдотье Ермолаевне Ивановой
Преподаватель: В октябре 1850 года дочь Тургенева была увезена в Париж, в семью Полины Виардо. В Россию девочка больше никогда не приезжала
Стихотворение «Цветок», написанное И.С.Тургеневым в 1842 году навеяно воспоминаниями об Авдотье Ермолаевне.
-Чтение наизусть стихотворения «Цветок».
Преподаватель: 1843 год считается переломным в жизни И.С.Тургенева. Какие важные события произошли в этом году?
Начало литературной деятельности
«Я ничего не видел на свете лучше Вас». И.С.Тургенев и Полина Виардо.
Преподаватель: В апреле 1852 года И.С.Тургенев был отправлен в ссылку. В чем причина такого сурового наказания?
Арест и ссылка И.С.Тургенева.
Преподаватель: В 50-ые годы И. С.Тургенев стал известным, узнаваемым писателем. Но подлинное признание пришло к Тургеневу после появления его романов. Героем русского романа 60-ых годов 19 века стал «новый человек» - разночинец-демократ. Однако в первых романах Тургенева главными героями были дворяне ( «Рудин», «Дворянское гнездо»). Герой-разночинец появился позже ( « Отцы и дети»).
В романах Тургенева наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнезд» и народа. Осмысляются и « вечные темы»: взаимоотношение «отцов» и « детей», любви и дружбы, выбора жизненного пути, становления личности, права на свободу, поиска счастья.

Тургенев-романист ( «Рудин», « Дворянское гнездо», «Накануне»).
Преподаватель: Почему И.С.Тургенев в 1860 году выходит из журнала «Современник»?
Последние годы жизни писателя. «Стихотворения в прозе».
-Самостоятельная работа студентов. Работа с учебником (стр.173-174).
Прочитать и ответить на вопросы:
В чем особенность жанра «Стихотворений в прозе»?
Перечислите основные мотивы « Стихотворений в прозе»?

Проверка полученного в начале урока задания.
Перед прослушиванием сообщений вы получили задание: составить хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева». Сверьте свои таблицы с таблицей на экране. Если у вас не хватает каких-либо дат, допишите.
Преподаватель: Сложность жизни И.С.Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М.Е.Салтыков - Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеаловон является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие - нибудь условные «добрые чувства» но те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства» в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
Чтение стихотворения:
Уходят дни. И вот уж много лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась.
III.Закрепление:

Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И.С.Тургенева?
В каких тургеневских героинях проступают черты матери Тургенева Варвары Петровны?
Согласны ли вы с мнением Тургенева, что нельзя писать о России вдали от нее?

IV. Этап подведения итогов.

Оценивание работы студентов на уроке
Выставление оценок
Домашнее задание:
Читать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Составить кроссворд по жизни и творчеству И.С.Тургенева.

V. Рефлексия.
-Что нового я узнал на уроке?