Особенности использования игровых педагогических технологий в младшем школьном возрасте.


Особенности использования
игровых педагогических технологий
в младшем школьном возрасте
Учитель начальных классов МОУ гимназии № 20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
Люберецкого муниципального района Московской области
Мареева Татьяна Геннадьевна.
Содержание

I. Введение ........................................................................................................
II. Основная часть
1. Требования к игре в соответствии с возрастными особенностями учащихся младшего школьного возраста ..........................................................................
2. Игра – важное средство воспитания .............................................................
III. Заключение ...................................................................................................
IV. Литература ...................................................................................................
Введение

Цель. Формирование личности учащихся начальной школы с использованием игровых педагогических технологий, отвечающих требованиям возрастных особенностей детей.
Задачи: - рассмотреть возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста;
- показать особенности игровых технологий для данного возраста.
Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умений выявлять индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Игра – естественный для ребенка вид деятельности.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Свою значимость она сохраняет и в младшем школьном возрасте. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Основная часть
1. Требования к игре в соответствии с возрастными особенностями учащихся младшего школьного возраста.
Ребёнок отличается от взрослого не просто ростом и весом, но и особенностями строения организма, его отдельных органов.
Опорно - двигательный аппарат младшего школьника отличается гибкостью и податливостью к различным воздействиям. Значит, необходимо обеспечивать ребёнку полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду и вовлекать в коллективные подвижные игры. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений. Примерами подвижных игр могут быть "Гуси - лебеди", "Космонавты", "Команда быстроногих", различного вида эстафеты и др.
Органы дыхания младшего школьника. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому, необходимо вовлекать детей в игры с гимнастическими упражнениями, с физической нагрузкой. Примеры игр: "Надуй игрушку", "Пилка дров", "Задуй свечу", "Вертушка", "Бабочки" и др.
Сердечно - сосудистая система младшего школьника отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создаёт благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, ещё недостаточно развиты (лёгкая возбудимость сердца). Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Например: "Построй мост", "Волна", "Эстафета с лазанием и перелезанием", "Передача мяча согнувшись (прогнувшись)", "Кто быстрее" и др.
Большого внимания заслуживает нервная система учащихся. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей.
Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
У учащихся младшего школьного возраста более развита наглядно - образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Значит, задача учителя конкретизировать ситуации обучения, воспитания и развития через игры и игровые ситуации.
Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Вот почему необходимо включать в работу ролевые игры, игры - драматизации, игры - викторины и т.п.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
К поступлению в школу ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, их привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности. Для деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
2. Игра – важное средство воспитания.
В лекциях о воспитании детей А.С. Макаренко писал, что игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Он говорил, что, каков ребёнок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет.[2 ]
Игра в воспитании детей потому необходима, что в младшем школьном возрасте резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на ребёнка. В какой то мере снижая эти нагрузки, игра в силу своей специфики позволяет решать постоянно усложняющиеся с возрастом задачи воспитания. Младшему школьнику чаще стоит предлагать игры ролевые, творческие со сложными сюжетами, в которых он воспроизводит свои знания об окружающем мире и социальный опыт.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Заключение
Итак, важным фактором воспитания младшего школьника продолжает быть игра. Младший школьник предпочитает игры коллективные. Игры усложняются, в них обязательно есть замысел, идея, цель. В игре младший школьник учится управлять собой, подчинять свои действия единой цели. Играя, ребёнок развивается и умственно, так как подмечает связь между вещами, их существенные признаки, анализирует, сравнивает. Особенно следует предлагать детям подвижные игры, игры с правилами. Эти игры не только развивают ребят физически, но и учат поступать по определённым правилам, по справедливости, приходить в нужный момент на помощь. Воспитатели (родители и учителя) должны понимать психологию игры ребёнка конкретного возраста, должны уметь тактично вмешаться в ход игры, посоветовать, как надо поступить, чтобы было по справедливости.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, ролевые, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по-своему полезны детям.
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.
2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М., 1972
3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М., 2003.
4. Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М., 2005.