Авторская методическая разработка Особенности использования спортивноориентированных игр как основного дидактического приёма на начальном этапе освоения техники спортивной игры в младшем звене общеобразовательной школы.

Особенности использования спортивноориентированных игр как основного дидактического приёма на начальном этапе освоения техники спортивной игры в младшем звене общеобразовательной школы.

Горбачёва Т.А.
Учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №4» город Смоленск

Современный этап развития общества требует пересмотра подходов к существующей педагогической теории и сложившейся практике учебно-воспитательного процесса, совершенствования методов, средств и приемов обучения. Приоритетом нового этапа развития образования является развивающее обучение, целью которого служат развитие и воспитание личности в процессе обучения.
Возникает противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню подготовленности выпускников школ, их физического, интеллектуального и творческого развития, с одной стороны, и возможностью учащихся соответствовать этим требованиям. С другой стороны, обусловлена проблема данного противоречия тем, что результаты обучения отстают от постоянно возрастающих требований к процессу обучения, а также отсутствием у многих школьников интереса, желания и мотива обучаться.
В связи с этим в педагогике и частных методиках обучения разрабатываются методы, средства и приемы обучения, позволяющие повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, сформировать положительное отношение, как к дисциплине, так и к самому процессу обучения. Одним из таких средств дидактики является подвижная игра.
Общепризнанно, что игра – это универсальная деятельность, педагогический метод воспитания и обучения, активно влияющий на сохранение физического и умственного здоровья ребёнка, а в итоге, на его гармоничное развитие. В игре формируются организованность, самоконтроль, предпосылки сознательного поведения, которые определяют успешность обучения в школе. Становясь одним из инструментов активизации познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребностей в успешном обучении в целом, игра требует к себе серьёзного отношения.
Простота детских игр обманчива. Это знают все, но не все понимают, как совмещается удовольствие и серьёзное изучение жизни посредством подвижной игры.
Действительно, в каждой игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьёзности, о которой знает только учитель. Благодаря тому, что дидактически направленная подвижная игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую охотно и добровольно включается, новый интеллектуальный и социальный опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием.
С точки зрения психологии в играх особое внимание уделяется развитию интеллекта, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, воли, усидчивости. С социологической точки зрения акцент в играх ставится на развитие нравственных и эстетических качеств личности, его поведения в коллективе.
Сочетание субъективной ценности подвижной игры для ребёнка и её развивающего и обучающего значения ставит использование подвижной игры, как основной формы организации детской жизни, в разряд наиболее приоритетных.
Известно, что обучение и развитие творчества в любом виде деятельности идут в единстве и взаимодействии. Считается, что условиями развития творческих способностей могут быть:
раннее начало, когда происходит стимуляция деятельности, влияющей на созревание соответствующих отделов мозга;
развивающая среда, провоцирующая исследовательскую активность ребёнка;
максимальное напряжение сил;
свобода в выборе способов её реализации;
доброжелательная помощь взрослых в случае необходимости. Все перечисленные условия развития личности выполняются во взаимосвязи лишь в одном из многообразия средств – подвижной игре.
Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный, т.е. какие действия хотим передать, чему научить, и воспитательный, т.е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить воспитанникам.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умения. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в общей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию игр.
В связи с особенностями физиологического развития данного возраста школьников предъявляются требования к «творческой» функции мозга. Большое значение имеют процессы восприятия и переработки информации в ограниченные интервалы времени, что требует повышенного уровня пропускной способности мозга; требуется высокая возбудимость и лабильность нервных центров, силы и подвижности нервных процессов (холерики, сангвиники); помехоустойчивости к значительной нервно-эмоциональной напряженности; специфических черт умственной работоспособности (развитого оперативного мышления, быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций, большого объема и концентрации внимания.
В данном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, прыжки, бег, метания), освоение элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей: скоростных и скоростно-силовых, быстроты реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий и др. Замыслы решения двигательных задач школьниками посредством игры развиваются при наличии живых впечатлений, общих представлений, которые легче комбинировать и корректировать учителем для достижения успешности обучения.
В практике школьного обучения и воспитания подбор игр часто бывает недостаточно продуманным. Между тем, выбор подвижной игры для педагога – дело серьёзное и ответственное.
Для выяснения мотивов использования подвижных игр специалистами – учителями физической культуры на уроках с учащимися разных возрастных групп общеобразовательных школ нами был организован опрос 213 респондентов из 21региона страны. По результатам ответов на вопросы нам удалось выяснить, что игровые методы обучения школьников используются учителями, в основном, эпизодически, даже отмечается учителями случайность выбора и проведения подвижных игр для заполнения оставшегося «свободного» времени урока. Большинство респондентов 85% ответили, что традиционно и чаще всего подвижные игры используют для развития определенных физических качеств школьников, а также решения блока воспитательных задач урока. Все учителя, занимающиеся со старшеклассниками, активно применяют подвижные игры для закрепления и совершенствования пройденного технико-тактического игрового материала. Указанные учителями задачи соответствуют 3 и 4 этапам обучения и решаются на уроках в 8 -11 классах образовательных учреждений. И лишь 7% учителей используют подвижные игры как дидактическое средство обучения на 1 и 2 этапах обучения игровым приёмам, начиная процесс формирования спортивной техники учащихся уже с третьего класса.
Основной контингент респондентов независимо от того, с какой возрастной группой школьников они работают, традиционно применяют на уроках физической культуры повторный метод выполнения упражнения по освоению учащимися технического приёма в наилегчайших условиях – в парах, умышленно не используя игровой. По мнению учителей, использование повторного метода связано с большими возможностями контроля над выполнением и в последствии освоением технического приёма спортивной игры учащимися класса, наполняемость которого составляет 25-30 занимающихся на уроке.
Однако учителя отмечают, что физические нагрузки и многократные повторения, необходимые для создания прочных навыков, нередко вызывают у занимающихся своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса к дальнейшим занятиям. Из опыта своей педагогической работы респонденты констатируют, что проведение подвижных игр на уроках физической культуры, хотя и хлопотно для учителей в силу их специфических особенностей, в числе которых называют: невозможность обеспечения страховки при выполнении упражнений в движении во время игры, большая степень эмоциональности и инициативности занимающихся, сложность обеспечения индивидуального контроля и регулирования моторной нагрузкой отдельных учеников в коллективном виде деятельности, но является одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызвать положительные эмоции.
Несмотря на указанные учителями отрицательные моменты использования исследуемого дидактического средства, положительный эффект процесса обучения от применения подвижных игр как вида подводящих упражнений к освоению техники очевиден, но используют спортивноориентированные игры для решения педагогических задач учителя в основном на занятиях со старшеклассниками. Согласно результатам опроса 78% учителей физической культуры на занятиях со школьниками младшего возраста не используют дидактически направленных подвижных игр для более раннего и успешного формирования спортивной техники, применяя её лишь в качестве стимулятора решения блока актуальных воспитательных задач по формированию творческой и интеллектуальной личности растущего ребёнка. По мнению учителей это связано с отсутствием:
- в методической литературе упорядоченных и систематизированных сведений и рекомендаций по разработке и проведению дидактических спортивноориентированных игр в разных возрастных группах занимающихся;
- четкой классификации игр, позволяющей учителю подобрать игру для достижения тех или иных учебных и воспитательных целей соответственно возраста занимающихся.
Младший школьный возраст обучаемых актуален и интересен для процесса раннего освоения техники и тактики спортивной игры тем, что занимающимися не накоплен ещё в силу своего детского возраста отрицательный опыт неправильного выполнения определённых действий. Поэтому, при системе опережающей технической подготовки школьников младших классов на уроках физической культуры учитель освобождён от проблемы «переучивать» неправильно сформированный естественный навык выполнения действий, что позволяет более эффективно вести процесс освоения элементов техники без «груза» отрицательного опыта. Применяя специфический характер и сохраняя двигательные структуры игровой деятельности на уроке в процессе обучения учащихся техническим приёмам, учитель добивается большей успешности обучения занимающихся за наименьший период академического времени, классически отводимого программой предмета на процесс освоения определенного технического приёма игрового вида спорта.
Теоретическое наследие и педагогические позиции опыта специалистов – практиков в области физической культуры показали целесообразность использования, а также эффективность влияния дидактически направленной спортивноориентированной игры на повышение успешности процесса овладения ранней игровой специализацией, одновременно решая задачи физического развития и нравственного воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Следовательно, актуальной для учительского корпуса становится возможность начинать процесс обучения школьников технике спортивной игры посредством спортивноориетированной игры не в среднем звене, как рекомендует традиционная учебная программа предмета, а с учащимися начальной школы, считая постановку и решение обучающих задач по формированию спортивной техники игры у младших школьников начальной стадией развития двигательных навыков, соответственно первым и вторым этапами обучения. Систематическое применение на уроке физической культуры спортивноориентированных игр в работе с малышами позволит создать у них двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники в дальнейшем.
В конечном счёте, используя предложенные технологии организации процесса освоения учащимися спортивной техники посредством дидактически направленной спортивноориентированной игры, уже на базе начальной школы будет заложена и в течение учебного года сформирована правильная двигательная структура выполнения технических приёмов. Предложенная система опережающей тактико-технической подготовки младших школьников предусматривает решение задачи облегчения и ускорения процесса успешного освоения школьниками выполнения техники более сложных игровых приёмов согласно требованиям образовательной программы предмета последующего класса.
При разработке и проведении любой дидактической игры для эффективного достижения поставленных развивающих, обучающих и воспитательных целей необходимо учитывать основополагающие игровые принципы: игра должна быть интересна, динамична, занимательна и доступна для ребенка; иметь эмоциональную окраску и состязательный характер; содержать в себе проблемную ситуацию; строиться по правилам, понятным и принимаемым всеми игроками.
В качестве основных методологических направлений в реализации системы опережающей технической подготовки школьников начального звена выступают следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности:
- постепенное усложнение обучающей задачи условий игры;
- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
- единство обучающих и воспитательных действий.
Предложенный вариант целенаправленного использования в учебном процессе спортивноориентированных игр, основывается на психолого-педагогических принципах их разработки и проведения, учитывающий содержание дисциплины, возрастные особенности учащихся начальной школы. Систематическое применение на уроках универсального средства дидактики – подвижной игры повысит положительную мотивацию обучения, качество знаний, умений и навыков по предмету «физическая культура» учащихся младшего звена общеобразовательной школы.
Целенаправленное образовательное воздействие содержания спортивноориетированной игры на успешное «раннее» освоение игровой техники младшими школьниками является одним из основных резервов физического, интеллектуального и творческого развития и, как следствие, повышение успеваемости в усвоении программного материала по предмету «Физическая культура» с одной стороны, и возможностью учащихся соответствовать возрастающим требованиям общества к желаемому уровню подготовленности подрастающего поколения.
Современная концепция содержания предмета «Физическая культура» требует дополнения и внесения коррективов в методологических направлениях процесса обучения по реализации системы опережающей технической подготовки школьной молодёжи.













13PAGE 15


13PAGE 14115




15