ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА“ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ”


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА
“ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ”
Работа выполнила:
слушатель 1 группы
Гайнуллина Гульнара Расиховна

Казань,2014
План
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Требования к организации игровой техналогии
2.2 Виды педагогических игр
2.3 Использование игр с правилами в обучении старших дошкольников
2.4 Использование творческих игр в обучении старших дошкольников
3 . Заключение
4. Список использованной литературы
3
Введение
Технология – это совокупность приемов применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)
Виды педагогических технологий:
1.«Здоровьесберегающая»  технология
2.Технология «ТРИЗ»
3.Технология «Проблемного обучения»
4.Технология «Марии Монтессори».
5.«Игровая» технология
6.Технологии проектной деятельности
7.Технология исследовательской деятельности
8.Информационно-коммуникационные технологии
9.Личностно-ориентированные технологии
10.Технология портфолио дошкольника и воспитателя
Игровая технология – это ориентированная на зону ближайшего развития деятельность, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребёнка мотивом деятельности и включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. ( Г.Селевко)
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Синтез игры и учения (игровое обучение или игровую технологию) в практику дошкольного воспитания одним из первых ввел Ф.Фербель. Ф.Фербель считал игру высшим проявлением детской активности и первым оценил на практике важнейшее значение игры в обучении ребёнка.Именно в игре, считал он, ребёнок выражает свой внутренный мир, получает и наиболе остро переживает жизненные впечатления, проявляет себя как деятель и творец.Работы Ф.Фребеля дали
4
толчок для дальнейшей разработки игровых методов обучения дошкольников.
Сейчас игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Необходимость использования педагогических технологий:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГТ);
-образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга).
Актуальность. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. А игровые техналогии помогают организовать обучение интересным, увлекательным. Ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участник Так как игра основной вид деятельности дошкольника.В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной.
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
5
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
6
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
 При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
7
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
8
2.Основная часть
2.1.Требования к организации игровой технологии
На сегодняшний день обучение старших дошкольников осуществляется на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. От игр вообще педагогическая игра отличается чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.  В обучении детей старшего дошкольного возраста игра организуется взрослыми. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности
Руководство воспитателя при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
9
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
10
2.2. Виды педагогических игр
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные .2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
При этом учитываются многие факторы: возрастные и психологические особенности воспитанников; специфика занятия;  познавательный интерес детей; ситуативность.
Исходя из психологических особенностей старших дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводится кукольный персонаж. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а
потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.
11
Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
В помощь воспитателю может прийти сказочный герой - Грибок-лесовик, в наряд которого переодевается воспитатель. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство". Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
При обучении детей старшего дошкольного возраста широко можно использовать самые разнообразные игры (игры с правилами и творческие игры).
12
2.3. Использование игр с правилами в обучении старших дошкольников
Особая роль отводится дидактическим играм .В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует. Со старшими дошкольниками можно провести такие дидактические игры : ”Угадай, что где растёт”( для уточнения знания детей о названии и месте произрастания растения), “Кто летает, прыгает, плавает?”(Дидактическая задача. Уточнить знание детей о способах передвижения животных), ”Четвёртый лишний”, “Найди и назови” (Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.)
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами,настольно-печатные и словесные игры.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:
• Игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал из которого они сделаны.Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач,например отбирать все игрушки сделанные из дерева.
Пример игры: «Опиши данный предмет»
Дидактическая задача: учить детей называть предмет и уметь описывать его основные качества и отличительные от других признаки. Игровой материал для данной дидактической игры: кубик, матрешка, воздушный шарик, чудесный мешочек в котором находятся данные предметы.
13
Содержание игры: ребёнок должен достать из чудесного мешочка предмет или какую-нибудь игрушку, назвать его (пример: кубик). Необходимо чтобы в начале игры инструкцию и правила игры рассказал воспитатель, а затем сам ребенок. Описание должно выглядеть примерно так: Кубик «Он квадратный, фиолетового цвета, у него четыре угла, на нем нарисован красный цветок». После чего ребенок будет сам доставать из мешочка предмет и по данному образцу должен будет сказать его главные характеристики.
Правило игры: ты сейчас должен будешь доставать предмет из чудесного мешочка, назвать его и охарактеризовать, послушай пример: Кубик «Он квадратный, фиолетового цвета, у него четыре угла, на нем нарисован красный цветок».
Игровое действие: ребёнок должен достать предмет из мешочка и дать ему описание.
• Реальные предметы. Это может быть посуда разного размера(кастрюли,тарелки, чашки и др.), приспособления для сушки белья(прищепки,веревки).Кастрюли разного размера могут использоваться на занятих по ФЭМП в играх соотнесении по величине, например, в игре “Подбири крышки для кастрюля”.
Можно провести дидактическую игру - «Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.
• Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез,
классификация). В своей работе я использую игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяю игры детей с
14
естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камушками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала. Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха и др.)
Дидактическая игра «От какого дерева лист? » Дидактическая задача: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.
Игра “Раскладываем по размеру”. Цель: продолжать закреплять навык составления ряда предметов ( листьев) с учетом их величины. Все эти игры можно использовать во время занятия “Путешествие в лес”.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
• Совершенствовать речь
• Развивать все психические процессы.
К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото - ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика
15
лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет
Домино - принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры» (Цель: Закрепление знаний о свойствах геометрических фигур; развитие мышления, умение выделять свойство фигуры), «Ягоды», «Герои мультфильмов»; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности(«Летающие колпачки», «Арифметический тир», «Попади в цель» и др.); игры типа мозаики.
Настольно - печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Для детей старших групп так же интересны настольно - печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта (« Кто на чем ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие» и др.). Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в
содержании, игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли») .Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети
16
старшего дошкольного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе. Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста. Словесные игры ( без предметов) проводят с детьми старшего возраста для закрепления знаний, обучения краткомуи чёткому изложению мысли, воспитания находчивости. Например, в дидактической игре ”Кто это?” – дети определяют профессиии по действию.(Кто лечит больных?Кто готовит обед?). В игре “ Что делает?” – определяют действия людей разных профессий.(Что делает доктор?Что делает повар?) А способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
Словесные игры делят на 4 группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».
Словесно-дидактическая игра «Радио» .Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по
17
радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож» (Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.),
«Кто больше знает небылиц» (Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.)
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
Игра «Назови одним словом».
Цель игры: закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, насекомые, животные, птицы, рыбы, грибы, растения, транспорт, обувь, овощи, фрукты, игрушки, инструменты. Эту игру можно использовать в бумажном варианте, раскладывая перед ребёнком на столе серию из четырёх бумажных картинок
и в электронном виде с помощью компьютера. Эликтронный вид делает эту игру более интересной, мобильной. Воспитатель щёлкая «мышкой» компьютера тратит гораздо меньше времени на смену определённой серии картинок, тем самым даёт возможность детям подольше подумать над ответом.
18
Игра «Назови одним словом» даёт возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. С помощью этой игры ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить. 
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает, «Белого и черного не называть».
«Летает – не летает». Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
В играх - путешествиях решаются задачи разных образовательных областей. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира
(«Социализация»), узнают интересные факты из литературы, мифологии, истории, географии («Познание»), рисуют и лепят («Художественное творчество»), поют и танцуют («Музыка»). Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.(“Путешествие в овощную страну”,”Лес –наш друг”,” С математикой в космос”). Путешествие - это ещё собирательное название различного рода игр в посещение леса,библиотеки,музеи, экскурсии,походы. Дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о
природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов,
19
экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм отводится важнейшее место. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с
правилами, ориентироваться в пространстве,позновать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.Дети усваивают смысл игры, запоминают правила,
учатся действовать в соответствии свои действия и действия товарищей.Подвижные игры могут сопровождаться песнями,стихами, считалочками.Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с
сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту, ловкость
выполнени.Сюжет, действия играющих, обусловлены текстом, определяющим характер движений и последовательность.Всех подвижных игр делят на две группы: подвижны игры с првилами и спортивные игры. Игры с правилами – это особая группа игр, специально созданных нродной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и
20
воспитания детей.Обучающие задачи реализуются через игровые действия привыполнении какого- либо задания.
21
2.4. Использование творческих игр в обучении старших дошкольников
Среди игр особое место занимают игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»), расширяют и активизировают словарь детей, развивают диалогическую речь, ее интонационную выразительность (“Теремок”), развивают умение детей распознавать признаки весны в природе (“Заюшкина избушка”). Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания детей, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить. Чтобы остальные не утомлялись от ожидания, можно организовать несколько одновременно играющих групп, чередовать роли зрителей, исполнителей. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей.
Воспитатель оформляет декорации: раставляет макеты деревьев(лес) и расставляет под ними грибы.Одному из детей предлагает стать ёжиком,который будет собирать в лесу грибы. Имитируя ежа, ребенок выходит на “полянку” и в соответствии с содержанием задачи выполняет требования.(На полянке выросло три гриба.Пришел на полянку еж и сорвал один грибок и съел его.Сколько грибов соталось расти на поляне?).Такая
22
игра-драматизация очень привлекательна для детей и по форме, и по содержанию.
Сюжетно - дидактическая игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. “Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том,что,принимая роль взрослого, ребёнок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью:воспризводить профессиональные действия взрослых,учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий.” (Баряева Л.Б.стр.199). Для сюжетных игр свойственны такие черты, как игровая направленность деятельности, широкое использование проблемных ситуаций, творческими задачами, практического исследования. Главное требование к данным играм – наличие развивающего начала, то есть обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением.
Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры необходимо выполнить «старые», бытующие игры новым содержанием.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.
1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Например, сначало организуется экскурсия в медицинский кабинет для знакомства с профессией врача. В процессе подготовке к сюжетно-дидактической игре “Больница” дети играют в дидактические игры “Назави предметы”(Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача.Внести в активный словарь слова из медиццинской терминологии.), “Скажи, что делают этими предметами”(Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных). Дидактические игры способствуют закреплению знаний, полученных на экскуриях.
23
2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях - воспитатель- пациент.
3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.
Можно организовать следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Аэропорт», «Аптека», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин игрушек», «Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток».В ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации, в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ,
интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:
1. Усложнять игровое содержание.
2. Менять предметы, с которыми дети будут заниматься.
3. Воспитатель должен быть участником.
Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, так как прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.
В строительной игре основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги,
24
театры, цирки и многое другое. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них
явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных
взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что
сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий. Под его руководством они овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий, широкий - узкий, выше-ниже, длиннее-короче. При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: “Раскраска дорожных знаков”, “Викторина”,“Узнай дерево по листочку”,“Какие фрукты и овощи жёлтого (зелёного, красного и т.п.) цвета”. Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
25
Тематический цикл Дидактические игры Сюжетно- дидакти-
ческие игры Строительные игры Театральные игры Подвижные игры
Фрукты. ”Чего не стало.”
”Ботаническое лото.”
”Опиши данный фрукт” ”Наш дом.” “Мы – строители.” “Угадай, кто я?” “Угадай-ка.”
“Садовник.”
Овощи. “Что изменилось?”
“Повторяй за мной.”
”Угадай, что где растёт” “Овощная ярмарка.”
“Путешествие в овощную страну”. “Автодорога.” Драматизация “Репка”. “В огороде у ребяток.”
Осень “С какой ветки детки.”
“Назови признаки.”
“Раскладываем по размеру”.
“Кто больше знает небылиц” “Детский сад.” “Поделки по образцу.” “Рассказывание стихотворений от лица персонажа.” “Ветерок.”
“Солнце, дождик, ветер”.
Ориентировка времени. “Что сначала, что потом.”
“Один - много.”
“Сложи узор.”
“Когда это бывает.”
“Семья.” “Гараж.” “Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.” “День – ночь.”
Домашние животные. “Собери семью.”
“Узнай по описанию.”
“Где моя мама”
“Назови одним словом”. “Больница для животных” “Жилье для животных” (из мелкого конструктора). “Пальчиковый театр.”
“Теремок.”“Вокруг домика хожу.”
Перелетные птицы. “Зоологическое лото.”
“Что лишнее?”
“Кто голос подает.”
“Летает - не летает?”
“Сложи узор.” “Магазин” “Птичий двор” “Пальчиковый театр.”
“Разговор птиц”.
“Ласточка.”
“Гори ясно.”
“Уточка и селезень.”
Одежда, обувь. “Часть – целое.”
“Город мастеров.”
“Четвёртый лешний”
“Доскажи словечко.”
“Посмотри и запомни” “Ателье.” “Фабрика.” “Обыгрывание рекламы одежды” “Маша вышла на прогулку”.
“Найди башмачок.”
“Ловишки.”
27
Заключение.
    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Использование игровых технологий позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того –
решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
28
Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, мышления, внимания, восприятия. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка.Кроме того, использование игровых технологий способствует органичному вхождению ребёнка в новую социальную ситуацию, помогает приобрести новый статус – статус ученика, овладеть элементами учебной деятельности,сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

29
4.Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”.
2.Федеральный государственной стандарт дошкольного образования. 3.Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2011.
4.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез,2011.
5.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : Учебно-методическое пособие.Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
6.Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
7.Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.
8.Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 - №6.
9.Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
10.Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5
11.Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
12.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. – М.: HYPERLINK "http://www.labirint.ru/pubhouse/334/"Карапуз, 2010 г.
13.Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.- М.:Сфера,2010.
30
14.Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
15. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Москва: ”Народное образование»,2005.
16.Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Детство-Пресс,2012 .
17.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
18.Шаехова Р.К..Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников.-Казань:РИЦ “Школа”, 2006.