Доклад Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.


Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успеваемость каждого ученика в дальнейшем. Мы, учителя начальных классов, понимаем степень ответственности и важности своей работы, поэтому не останавливаемся на достигнутом и ищем новые, эффективные формы преподавания. Однако часто бывает, что новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.
В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, являются высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если уч-ся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребёнку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
Сформировать у учащихся ряда коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону – построение высказываний, так и внутреннюю сторону – содержание высказываний.
Развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость»:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычислять существенный признак, соотношение данных:
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности уч-ся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Проектная деятельность должна вводиться в жизнь младших школьников постепенно. Для начала включала элементы проектирования в структуру занятия, приучая детей к элементарным приёмам совместной деятельности, знакомя их с важнейшими приёмами, необходимыми для реализации проекта. В дальнейшем степень самостоятельности детей возрастает и их деятельность начинает приобретать специфические черты собственно проектной деятельности. На третьем году обучения дети самостоятельно выбирают тему исследования, определяют объект, объединяются в группы по интересам, самостоятельно находят материал, дополнительную литературу.
Урок окружающего мира с применением проектной деятельности «Различия и сходство между растениями и животными». Во время подготовки к данному проекту была определена тема, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа – о животных, третья – о грибах, а четвёртая группа – эксперты, они создают таблицу «Различие и сходство растений и животных».
На уроке после речевой разминки уч-ся 1 группы показывают свои рисунки, комментируют их, отвечают на вопрос «Что будет с растением, если поставить его в тёплое место?».
Вывод: растения не могут долго жить без света, они теряют зелёный цвет, белеют, погибают.
После обсуждения рисунков и ответа на вопрос «Что будет с растением, если поставить его в тёплое место?» уч-ся отвечают на вопрос «Чем питаются растения ?»
Уч-ся 2 группы рассказывают о медведе, лисе, ласточке – чем дышат, чем питаются, что умеют делать.
Третья группа подробно рассказывает о грибах.
Вывод: грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они тоже дышат, как растения и животные, и тоже имеют разный окрас.
Далее предложила разгадать кроссворд «Без чего не могут жить живые организмы?».
Без чего всё живое на Земле засохнет? (Вода)
Что даёт свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? (Солнце)
Чем дышат живые организмы? (Воздух)
Как называется плодородный слой земли? (Почва)
И теперь к работе преступили эксперты. Обобщая ответы уч-ся трёх групп, они должны составить таблицу «Различие и сходство растений и животных», что и явилось результатом данного проекта.
В конце урока уч-ся выполнили тест и обсудили чья работа понравилась больше всего.
Проект «Почему вымерли динозавры?».
Вид проекта: исследовательский, коллективный.
Цель: узнать причины вымирания динозавров.
Сначала проводится опрос по вопросам:
Интересует ли вас тема «Динозавры?».
Как вы считаете, почему вымерли динозавры?
На основе ответов получилась таблица.
Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.
Выдвижение гипотез.
Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?
Результат размышления: Возможно. Но это не объясняет, почему многие морские существо также вымерли.
Может быть, причиной были млекопитающие пожирающие яйца динозавров?
Результат размышления: Нет, этого не могло быть. Многие млекопитающие сегодня едят яйца, но птицы всё ещё с нами.
Может быть, динозавры умерли от голода?
Результат размышления: Но почему травоядные не смогли приспособиться к поеданию новых растений?
А может быть, это была сильная вулканическая активность?
Результат размышления: Вулканическая активность не могла быть такой ужасной в тот период, после того как Земля сформировалась.
А может быть, изменился климат?
Результат размышления: Это возможно, но мы должны объяснить, почему климат на Земле изменился.
Исследование вопросов.
Почему изменился климат на Земле?
Что могло последовать за изменением климата?
Вывод: Придут новые времена – придут и новые учёные со своими теориями. Но совершенно точно можно констатировать:
«Век динозавров» закончился. Начался «Век млекопитающих».
План группового проекта «Поговорим о вредных привычках»:
- класс делится на 3 группы по 8 учащихся;
- дискуссия «Я взрослый»;
- рабочий лист «Что бы ты сказал?»;
- выработка правила отказа «Умей сказать «нет»»;
- кроссворд о вреде курения;
- групповые проекты «За и против курения», «Осторожно-спиртное», «Забава, которая приводит к смерти».
Результатом данного проекта является выпуск коллективной стенгазеты и групповых буклетов.
Неотъемлемой частью каждого проекта является его результативность, что ведёт к эффективному и успешному запоминанию сведений, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
В заключении хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».
Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем. Вводиться в жизнь младших школьников проектная деятельность должна постепенно. Вот тогда, может быть, одним из любимых праздников станет фестиваль проектов, реализованных младшими школьниками.
Литература
1.М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина, И. Ю. Гайтукаева,
Е. В. Волкова, С. Н. Иванова. Проектирование в начальной школе: от
замысла к реализации: программа, занятия, проекты.
Волгоград: Учитель, 2010.
2.А. И. Василовская. Метод проектов на уроках в начальной школе.
www.festival.1 september.ru