Способы применения проектного метода

Способы применения проектного метода обучения.
О.Г.Калмыков, преподаватель
ГАОУ НПО ПУ №46
Проектирование – творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по форме его применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.
Из самого определения этого вида деятельности следуют его дидактические достоинства
·
- здесь важен не только результат работы, но и сам ее процесс;
- этот процесс должен быть доведен до логического конца, несмотря на возникающие трудности потому, что часто в их преодолении и заключается смысл работы;
- в процессе работы создаются равные условия для личностного роста всех обучающихся так как предусматривается возможность индивидуального темпа выполнения проекта;
-повышается интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результатам;
-и наконец предполагается не просто деятельность обучающихся по решению новых для них задач, но и в качестве основной и конечной цели преследуется развитие их творческих способностей.
Нельзя не упомянуть и об организационных достоинствах проектного метода. Здесь открывается, так сказать, широкий простор для реализации своих замыслов.
-Проекты не ограничиваются временными рамками.
-Они различны по содержанию
· монопредметные, межпредметные, внепредметные.
-Не ограничены числом участников
· и индивидуальные, и групповые.
-Различны по видам деятельности
· исследовательские, игровые, практикоориентированные и информационные.
Не ограничена также и форма представления. Это могут быть стенды, фильмы, фотовыставки, коллекции, модели, компьютерные программы и многое другое.
Что же такое метод проектов?
Как педагогическая технология он включает в себя совокупность исследова-тельских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоя- тельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проект – буквально брошенный вперед, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков
· «замысел-реализация-рефлексия».
Метод проектов- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоение обучающимися необходимых по программе знаний и формирование необходимого опыта. Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если проект превращается в реферат. Чтобы этого не произошло, необходимо четко представлять основные требования к использованию метода проектов
·
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная деятельность обучающихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
·
-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
-сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования к качеству проекта, формы и методы оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовать работу так, чтобы обучающиеся учились
·
-намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,
-искать пути их решения, выбирая оптимальный путь,
-осуществлять и аргументировать выбор,
-предусматривать последствия выбора,
-действовать самостоятельно,
-сравнивать полученное с требуемым,
-корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,
-объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Работа над групповыми проектами позволяет формировать важные личностные качества
· умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
Обучающиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Форма подачи информации предполагает (хотя бы условно) ее возможное дальнейшее тиражирование. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудио-видеоматериалов, компьютерной программы, оригинал-макета, спецвыпуска газеты, журнала, стенда и т.д.
В каждом случае составляется план работы, определяются необходимые источники информации (литература, Интернет, интервью, консультации, видеосъемка и т.д.) и технические средства для выполнения итоговой работы.
Для старшей возрастной группы перспективной представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это новый вид деятельности для них. Но в училище объем учебного материала, высокие требования к выпускнику и учителю буквально подталкивают педагога к применению проектов.
Реализуя проект, обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
Итак, учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающимися. За определенное время они решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
Обучающиеся группы 24 (электромонтеры) недавно изучили устройство, монтаж и эксплуатацию воздушных линий электропередач. Изучение естественно происходило по рисункам учебника, плакатам и столбам за окном кабинета. Я предложил ребятам воссоздать изученное в миниатюре, чтобы и они и те, кто придет им на смену могли, что называется потрогать все руками, уже в процессе обучения получить возможность «участвовать» в процессе строительства и монтажа воздушных линий. Идея захватила, тут же началось обсуждение
· что, как и в каком виде следует выполнить, чтобы модель получилась наиболее наглядной, приближенной к действительности и, что немало важно, реально осуществимой. В итоге возник мини-конкурс на право участия в проекте.
В конце концов все организационные вопросы были решены. Теперь мы можем представить на ваш суд модель «Электроснабжение». Заранее предполагая ваши критические замечания, мы напоминаем, что это только «первая ласточка». Те, кто придет на смену учтут наши ошибки, проявят больше фантазии и изобретательности. Надеемся, что это станет новой, постоянной и почетной традицией нашего училища.