Реализация проектного метода обучения на уроках информатики


Реализация проектного метода обучения на уроках информатики
Добрый день. ( слайд 1) Представляю обобщение опыта по теме: «Реализация проектного метода обучения на уроках информатики».
Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.
Поэтому эпиграфом к моей презентации я выбрала следующие слова Тихомирова: «Содержание образования – это король, а технологии обучения – это Бог».
Среди многообразия новых педагогических технологий в современной системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, проектная методика является ведущей, так как легко вписывается в существующую классно-урочную систему и позволяет успешно решать задачи, поставленные перед учителем Государственным стандартом образования.
( Слайд 2) Поэтому определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
( слайд 3) Исходя из цели, ставлю перед собой задачи:
1. Помочь ученикам освоить приемы, позволяющие расширить полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществить поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.
2. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
5. Опробовать систему уроков, построенных методом проектов.
Этапы работы:
Изучить литературу по данной теме
Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках информатики
Применять метод проектов на уроках и во внеурочное время
( слайд 4) Изучив соответствующую литературу, можно сказать, что проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.
В советской педагогической литературе 20-х – начала 30-х годов метод проектов – это метод, который наиболее успешно подготавливает ребенка к ожидающей его жизни, вырабатывает привычку к коллективному труду и взаимной помощи. При этом отмечается, что применение проектного метода предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, потому что, используя метод проектов нужно быть готовым к всевозможнейшим проектам, какие только могут захватить детское воображение и ум. В 1931 г. постановлением ЦК ВКПб метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
( слайд 5) Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
На слайде перечислены преимущества как индивидуальных, так и групповых проектов.
( слайд 6) Работу над проектом строю в несколько этапов:
Подготовительный (постановка проблемы, определение целей и задач);
Организационный (разбивка на группы, выбор ролей, составление плана работы над проектом);
Исследовательский (поиск материала, систематизация собранной информации, оформление результатов);
Реализация проекта (оформление проекта с помощью ПК, подготовка к защите);
Защита проекта (защита, вопросы других групп и учителя).
Оценка результатов.
Приведу примеры использования метода проектов при преподавании предмета информатика.
( слайд 7) – 9 классы
Проект «Управляющие процессы»
Проект «Модель объекта и процесса»
Проект «Создание газеты»
Проект «Рекламный постер»
Проект «Мир без интернета»
Проект «Поколения ЭВМ»
( слайд 8) 10 – 11 классы
Проект «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Проект «Выбери ПК»
Проект «Социологический опрос»
Проект «Мой сайт»
Проект «Логика»
Проект «База данных класса»
Проект «Мое предприятие»
( слайд 9) При выполнении проектов могут возникнуть следующие проблемы:
Учащиеся не могут самостоятельно поставить цели и задачи работы над проектом.
Не могут распределить обязанности.
Группы формируются хаотически.
Сбор информации осуществляется неудовлетворительно.
Работа над проектом идет медленно.
Результаты неудовлетворительные.
( слайд 10) Всю работу ученик должен выполнять преимущественно самостоятельно. Однако в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося. Вы можете быть:
руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения «учитель – ученик», которые делегируют ему минимальную самостоятельность и ответственность;
коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые в равной степени увлечены общей работой и взаимно обогащают друг друга своими знаниями и опытом, энтузиазмом;
экспертом – знатоком, источником информации по исследуемой проблеме, который предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем;
супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат, в том числе за полученную отметку. В такой ситуации учащийся становится истинным и единоличным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал.
( слайд 11) Наши достижения
( слайд 12) Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов на уроках информатики. Дело в том, что эта тема мне очень близка и интересна, так как я сама создаю проекты, использую их на уроках, участвую в конкурсах проектов. Общая идея организации проектной деятельности – это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которой требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышают уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, а также общее интеллектуальное развитие.
В будущем я надеюсь, что большинство ребят, которых я учу, будут активно применять полученные знания во взрослой жизни. И очень хочется верить, что в этой жизни они будут успешными!