Статья Исследование влияния проектного метода обучения на мотивацию учебной деятельности первоклассников


В.В.ГЛУШКОВА
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67», г. Новокузнецк.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
На современном этапе модернизации отечественной системы образования и согласно положениям ФГОС НОО перед школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизации процесса воспитания учащихся и создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность учебной деятельности школьников.
Вместе с тем, успешность учебной деятельности неразрывно связана с мотивацией учения, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части первоклассников отсутствует учебная мотивация, что говорит о необходимости ее специального формирования.
Вместе с тем, ограниченность ресурсов (временных, организационных, материальных) требует от современного образования комплексного решения имеющихся проблем, в том числе совмещения решения образовательных, воспитательных и психологических задач обучения в рамках одного курса и даже занятия. Таким образом, появляется необходимость использовать такие педагогические методы и технологии, которые позволяют решать не только предметные задачи, но и формировать общеучебные, метапредметные навыки и умения, в том числе и интерес к обучению, мотивацию учения. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на активное включение школьника в создание тех или иных проектов, что дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Таким образом, встает вопрос о возможном влиянии использования метода проектов в обучении на мотивацию учебной деятельности.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: влияние проектной деятельности на мотивацию учебной деятельности.
Цель исследования: изучить влияние проектной деятельности на мотивацию учебной деятельности.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что использование проектного метода в обучении первоклассников способствует повышению мотивации учебной деятельности, а именно участие в проектной деятельности обеспечит преобладание познавательного и процессуального мотивов деятельности учащихся.
Выборка исследования: 50 детей, учащихся 1х классов в возрасте от 6 до 8 лет: 25 человек экспериментальной и 25 человек контрольной группы.
Методы исследования: теоретические: изучение литературы, наблюдение; эмпирические методы: психодиагностическое тестирование; эксперимент; методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных (составление таблиц, проверка данных), математико-статистическая обработка (Т-критерий Стьюдента).Методики исследования: «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Определение мотивов учения первоклассников», М.Р. Гинзбург, адаптирована И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой, «Изучение учебной мотивации первоклассников», М.Р. Гинзбург, типология мотивов учения «Лесенка побуждений», А.И.Божович, И.К.Маркова.
Диагностика уровня учебной мотивации у респондентов по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой показала, что респонденты со средним уровнем мотивации учебной деятельности составили большую часть исследуемой выборки – 56%, а наименьшую часть (4%) составили испытуемые с низким (дезадаптационным) уровнем мотивации учебной деятельности. При этом 8% респондентов (по обеим методикам) имеют уровень мотивации к обучению ниже среднего, а 20% респондентов – выше среднего. Высокий уровень мотивации показали 12% респондентов. Диагностика мотивации учения по методике «Изучение учебной мотивации первоклассников», М.Р. Гинзбург показала, что в группе преобладает средний уровень мотивации (72% респондентов). Уровень мотивации ниже среднего характерен для 12% испытуемых, выше среднего для 8%. Высокий и низкий уровни характерны для 4% респондентов, соответственно. Диагностика мотивации учения по методике «Определение мотивов учения первоклассников», М.Р. Гинзбург так же показала преобладание среднего уровня мотивации в данной группе респондентов (68%). Данная методика так же позволила выявить преобладающий мотив учения: внешний и учебный мотивы характерны для 8% респондентов, отметочный и социальный мотивы являются ведущими для 24% первоклассников, игровой мотив характерен для 20% респондентов, а позиционный мотив учения продемонстрировали 16% младших школьников. Так же для диагностики мотивов обучения была использована методика диагностики типологии мотивов учения «Лесенка побуждений», А.И.Божович, И.К.Маркова. В результате диагностики были получены данные, свидетельствующие о преобладании у школьников социальных мотивов учения: широкий социальный мотив - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу присущ 32% первоклассников. "Учительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя характерен для 48% респондентов, а «родительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей для 28%. "Товарищеский мотив" — стремление заслужить уважение своих товарищей отметили только 4% респондентов. Познавательные мотивы, за исключением результативного мотива - ориентация на результат учения (оценку), мало характерны для исследуемой группы.
Экспериментальное воздействие заключалось в участии учащихся в проектной деятельности, а именно реализации учебных проектов «Моя азбука» и «Числа вокруг нас» в рамках изучения курса русского языка и математики в начальной школе.
После экспериментального воздействия уровень учебной мотивации первоклассников изменился: при диагностике по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой респонденты со средним уровнем мотивации учебной деятельности составили 56% выборки. Возросло количество высоко мотивированных первоклассников с 8% до 12% респондентов и количество школьников с уровнем мотивации выше среднего с 8% до 20%. Так же снизилось количество первоклассников с отрицательной школьной мотивацией с 8% до 4%. Таким образом, можно заключить, что после экспериментального воздействия наблюдается увеличение числа респондентов, имеющих высокий и средний уровень мотивации. Диагностика по методикам «Определение мотивов учения первоклассников», М.Р. Гинзбург и «Изучение учебной мотивации первоклассников», М.Р. Гинзбург дала подобные результаты.
Преобладающие мотивы учения так же претерпели изменения: при диагностике по методике «Лесенка побуждений» после экспериментального воздействия значительно увеличилось число респондентов, отмечающих процессуальный (с 8% до 48%) и результативный (с 44% до 48%) мотивы своей учебной деятельности. Диагностика по методике «Определение мотивов учения первоклассников», М.Р. Гинзбург показала возросшую роль отметочного (с 24% до 36%) и учебного (с 8% до 24%) мотива учения.
Для проверки значимости различий группы до и после экспериментального воздействия был применен t-критерий Стъюдента.
При расчете значений t-критерия Стъюдента для выборки нашего исследования по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой соблюдается условие tст.(2,9)>tст.таб.(2,8) при уровне значимости 99%, что свидетельствует о значимых различиях двух групп, а соответственно, можно заключить, что экспериментальное воздействие в виде участия в проектной деятельности значимо влияет на уровень выраженности учебной мотивации первоклассников.
При расчете значений t-критерия Стъюдента для выборки нашего исследования по методике «Определение мотивов учения первоклассников», М.Р. Гинзбург, адаптирована И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой, соблюдается условие tст.(6,0)>tст.таб.(2,8) при уровне значимости 99%, что свидетельствует о значимых различиях двух групп, а соответственно, можно заключить, что экспериментальное воздействие в виде участия в проектной деятельности значимо влияет на уровень выраженности учебной мотивации первоклассников. Так же
При расчете значений t-критерия Стъюдента для выборки нашего исследования по методике «Изучение учебной мотивации первоклассников», М.Р. Гинзбург соблюдается условие tст.(3,3)>tст.таб.(2,8) при уровне значимости 99%, что свидетельствует о значимых различиях двух групп, а соответственно, можно заключить, что экспериментальное воздействие в виде участия в проектной деятельности значимо влияет на уровень выраженности учебной мотивации первоклассников.
При расчете значений t-критерия Стъюдента для выборки нашего исследования по методике типология мотивов учения «Лесенка побуждений», А.И.Божович, И.К.Маркова (процессуальный мотив) tст.(4)>tст.таб.(2,8) при уровне значимости 99% что свидетельствует о значимых различиях двух групп, а соответственно, можно заключить, что экспериментальное воздействие в виде участия в проектной деятельности значимо влияет на уровень выраженности процессуального мотива учения первоклассников.
Цель данной работы – изучить влияние проектной деятельности на мотивацию учебной деятельности – была достигнута, а гипотеза исследования, которая заключалась в том, что использование проектного метода в обучении первоклассников способствует повышению мотивации учебной деятельности, а именно участие в проектной деятельности обеспечит общее повышение мотивации учения и преобладание познавательного и процессуального мотивов деятельности учащихся – подтвердилась частично. Практическая значимость результатов исследования: знание специфики влияния проектной деятельности на мотивацию учебной деятельности первоклассников позволит системно влиять на мотивацию учения среди обучающихся, и, следовательно, регулировать результативность учебной деятельности обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе школ, при психологических консультациях и психокоррекционной работе с первоклассниками.
Список используемой литературы:
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]: собр.соч./ Л. И. Божович –Спб.: Питер, 2008, с.7-44.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст]: сб. ст./ Н.В. Иванова – М.: ACADEMIA, 2008, 268 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]: собр.соч. / М.В. Матюхина М.: Прогресс, 2004. – 278 с.