Статья с анализом работы по проектной деятельности «Развитие творческого и научно-исследовательского студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения»

Развитие творческого и научно-исследовательского студентов ССУЗа на занятиях секции «Школа Лидера» с использованием проектного метода обучения

М.В.Галкина

Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения»

Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму. Древняя китайская мудрость
В нашу эпоху, основной источник прогресса человечества смещается в область новых технологий и разработок, ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с творческой молодежью выходит на первостепенные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.
Современное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, применять на практике для решения возникающих проблем, чтобы иметь возможность найти в жизни свое место;
- самостоятельно критически мыслить и осознавать, как знания могут быть применены в практической и профессиональной деятельности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с различными источниками информации;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в группе;
- уметь самостоятельно работать над развитием своего интеллекта и культурного уровня.
Все это критерии творческого, креативного отношения и подхода к жизни. Человек -саморазвивающееся существо. Человек развивает, обучает и воспитывает себя сам. Но этот процесс не может происходить сам по себе, нужен учитель, педагог, но не как «указующий перст», «тиран», «надзиратель», «скульптор», а как помощник, защитник, советник, образец для подражания.
В настоящее время изучаются различные подходы приобщения учащихся к творчеству через формирование «самосозидающего типа личности, создание особого пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность» (В.А. Петровский). Одним из таких подходов и является, на мой взгляд, проектный метод. Он позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Я хочу рассказать о применении метода проектов во внеурочной деятельности, так как активно применяю его в работе студенческого научного кружка «Школа лидера». Студенты работают над научно-исследовательскими проектами социальной направленности и конечной целью всех наших работ, является их практическая значимость. Таким образом, у учащихся развиваются еще и навыки волонтерской деятельности.
Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов, студенты смелее берутся за научно-исследовательскую работу по различным темам, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне. На начальном этапе работы в секции «Школы лидера», помимо различного психологического тестирования (которое очень нравится студентам), я провожу анкетирование для выявления проектных умений, текст анкеты представлен в Приложении 1.
Практическая направленность проводимого анкетирования, заключается в следующем.
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
- спланировать мотивированную целенаправленную и индивидуальную работу с учащимися при выполнении тематического проекта;;;;44444444;;;;;;;;
- подобрать вопросы рефлексии;
- организовать на занятиях секции формирование общеучебных умений и компетенций, являющихся основой проектных.
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:
- сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
- целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
- при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать учащихся (помочь выбрать интересную тему), вместе с ними подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить подростков поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным, донести значимость и пользу практического применения их проекта. В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Я не перечисляла в своей статье классических моментов в работе с проектами, так как они хорошо известны и давно используются моими коллегами, а подчеркнула только то, что считаю необходимым дополнением в специфике своего подхода: исследование, с помощью анкетирования, в начале и в завершении работы над проектом, а так же, практическое применение выполненного студентами исследования.
Проекты социальной направленности, выполненные учащимися и ими же реализуемые, вместе с творческим развитием помогают росту личностных и нравственных качеств, способствуют передаче традиций из поколения в поколение. А самое главное приносят пользу. Когда проект воплощается в жизнь самими студентами, получается, что всю информацию по теме проекта: профилактические мероприятия, входящие в его рамки, исследования, занятия, обучающие моменты, участники мероприятий получают от своих ровесников. Следовательно, степень доверия и результаты претворения проектов, приносят значимые достижения, то есть, работа студентов приносит видимые и для них и для окружающих результаты. Необходима, конечно, во всем этом, постоянная помощь и советы педагога, руководителя проекта.
В подтверждение вышесказанного, привожу график изменения личностных характеристик студентов, участников секции «Школа Лидера». Анализ диагностики уровня воспитанности студентов проведен в динамике, по методике профессора Рожкова М.И, адаптированной для учащихся ССУЗов с целью выявления показателей уровня развития, нравственной воспитанности учащихся, социальной адаптированности, активности, автономности их отношения к Отечеству и природе.





Рис.1 График изменения личностных качеств.


На графике виден, рост показателей всех личностных характеристик, что доказывает важность применения проектного метода в работе со студентами.
Огромное значение практического применения результатов проектного метода я поняла на второй год работы со студентами. Когда участники разработанных на основе исследований мероприятий, благодарили авторов работ за пользу занятий, за полученную интересную информацию и т.д.
А сами авторы были заинтересованы в дальнейшей работе, привлекая своим примером новых учащихся. Показатели применения видны на диаграмме результативности работы с проектным методом в секции «Школа Лидера» по годам.

Рис.2 Диаграмма результативности работы с проектным методом.















Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая - это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической научной информации, так и навыки владения прикладными методами.
В своем общении с учениками, я часто повторяю положение из Трактата индийских учителей «Наука радости»:
*Помни, что радость творчества – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты не взялся.
И очень надеюсь на то, что эти слова не проходят мимо ребят не услышанными.



Список литературы
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения). 2. Классному руководителю.  Под ред. Рожкова М.И. М.: 2008. - 280 с.
3. Успенский В.Б. «Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие». Владос-Пресс.: 2008.
4. Интернет-издание для учителя «Особенности применения метода проектов в учебной деятельности». Выпуск № 6, зима 2012/2013
5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. «Управление по результатам». ТЦ Сфера.: 2007



Приложение 1
Анкета для выявления проектных умений

Самостоятельно оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею хорошо; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею;
Ф.И. студента, группа _____________________________________________________________

Учебный проект __________________________________________________________________

Проектные умения
Начало проекта
Окончание проекта

1. Умение формулировать проблему



2. Умение ставить цель
 
 

3. Умение ставить задачи
 
 

4. Умение выбирать методы и способы решения задач
 
 

5. Умение планировать работу
 
 

6. Умение организовать работу группы
 
 

7. Умение участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.
 
 

8. Умение выбирать вид конечного продукта проекта
 
 

9. Умение выбирать форму презентации конечного продукта
 
 

10. Умение выделить моменты в проделанной работе, которые помогли успешно выполнить проект
 
 

11. Умение находить в выполненной по проекту работе «слабые» стороны
 
 

12. Умение провести анализ того, что мне лично дало выполнение проекта
 
 



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



























Root Entry