Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса на уроках немецкого языка.


Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса на уроках немецкого языка.
Учитель немецкого языка МОУ
гимназии № 6 Блинкова Е.Н.
Когда я работаю в начальных классах, мне, как учителю немецкого языка, важно учитывать особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока я даю им такие задания, которые обеспечивают их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Учащимся 1-4 классов необходимы: потребность в движении, потребность в общении, потребность ощущать безопасность, потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг, потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике, потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Переход подростка к обучению в средних классах является переломным периодом в его жизни. Во время урока я даю подросткам-ученикам средней школы такие задания, которые повышают мотивацию и соответствуют их индивидуальным особенностям: медитативно -релаксирующие и дыхательные упражнения, песни, нетрадиционные моменты на уроке, шуточные истории, загадки, физкультминутки и т.д. Также я всегда рассматриваю особенности классного коллектива и потребности подростков: потребность в общении, сотрудничестве, потребность в признании своей индивидуальности, потребность в адекватной оценке.
Релаксация – это технология, позволяющая мне, как педагогу добиться наибольшей эффективности обучения школьников с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.
На своих уроках я использую различные приёмы релаксации при обучении
немецкому языку.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка способствуют различные способы. Можно выделить частные и общие способы. Общие - смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки. Частные - при обучении произношению я использую: считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетические зарядки (повторение за учителем, повторение в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх), с движением, звукоподражательные игры, физкультминутки с произнесением рифмовок, движения при исполнении песен на немецком языке и др. При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание), зрительная наглядность(рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки, презентации), предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы), лексические и грамматические игры (кроссворды, загадки, викторины).
К наиболее распространенным приемам релаксации на моих уроках немецкого языка относятся: упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности, упражнения асинхронной гимнастики, упражнения для выработки правильной осанки и профилактики близорукости.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся, например физкультминутки .
Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук. Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Считалки – одно из лучших вспомогательных средств релаксации.
"Помощником" для снятия напряжения можно назвать и музыку.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение.
Игра на уроках немецкого языка помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным.
Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия.
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Особый интерес у младших школьников вызывает игра " театр": инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
Пальчиковая игра– это прием реализации здоровьесберегающих технологий для младших школьников, необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию.
С целью повышения интереса провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки. Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
На своих уроках чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
С целью повышения интереса провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.