Использование проектного метода на уроках ИЗО


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Т.В Абрамова
МОУ «СОШ №32» г. Астрахань

Работая в школе учителем изобразительного искусства вот уже много лет, я с болью наблюдаю, как у многих учащихся заметно снижается интерес к культуре вообще, и к изобразительному искусству в частности. На первое место выходят «Основы информационных технологий»
Невольно хочется как-то «осовременить» процесс обучения изобразительному искусству, найти какие-то способы решения этой проблемы, использовать новые технологии.
Пожалуй, единственным параметром современных технологий является метод проектов. Метод проектов не нов. Но особенно популярен он стал в последнее время.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.
Учебный проект – это:
а) задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность;
б) форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
в) результат деятельности как найденный способ решения проблемы.
В прошлом году, прочитав достаточно много литературы по ПО, я приступила с учащимися к выполнению творческих проектов.
Для начала взяла параллель 5 – 7 классов. Выбрала инициативную группу учащихся. Учащимся предлагалось к моменту окончания темы четверти выполнить творческий проект в любом варианте: будь то лист ватмана, планшет или компьютерная презентация.
Этапы работы над проектом:
1.Определение цели, обсуждение задания.
2.Самообразование и актуализация знаний.
3.Планирование (обсуждение вариантов исследования, выбор способов, продумывание хода)
4.Выполнение (поиск необходимой информации, оформление проекта)
5.Защита проекта (представление результатов)
6.Подведение итогов (дискуссия)
При внедрении этого метода возникли некоторые трудности:
а)Недостаточное владение этой методикой, потому что меня просто этому не учили в институте
б) МП требует применения информационных технологий, в т.ч. компьютерных.
в) мой возраст создаёт определённые трудности для овладения новыми технологиями.
г) приходится много времени уделять ребятам во внеурочное время и, как следствие – перегрузка
В процессе работы оказалось, что метод проектов требовал от меня определённого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять разные виды деятельности детей, в совершенстве владеть, наконец, проектной деятельностью и всеми теми методами : поисковыми, исследовательскими, проблемными.
Сначала пришлось всё тщательно продумать, просчитать, подумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Естественно, приходилось помогать в поиске необходимой литературы, определиться в моделировании проекта, в художественном оформлении, наконец.
При использовании МП изменилась моя роль, как учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что по моему мнению, они должны знать, я превратилась в организатора деятельности, консультанта, координатора, коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации. Оказалось, что моя задача – не преподносить знания школьникам в готовом виде, а более приземистая и практичная – создание мотивации и формирование комплекса умений учить самого себяКак тут не вспомнить мудрую китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Во время работы над проектом у моих пятиклассников повысилась уверенность в себе, появилось умение истинно оценивать себя, «чувство локтя», умение самостоятельно собирать нужную информацию, искать пути решения поставленной задачи, они научились работать в коллективе. Как следствие интересной, плодотворной работы появились такие проекты, как:
- исследовательский «Исторический жанр в живописи» (Компьютерная презентация Анисимова Е. и Чеканина Д. 7 кл.)
«Древние образы в современных игрушках» ( )
«Древние корни народного искусства» (Поташова М. 5М)
«Русский народный костюм» (Лохтина А. 5М)
-обзорный «Золотое чудо – Хохлома»
Наконец настал день защиты и обсуждения проектов. Сначала каждый ученик защищал проект перед своим классом по заранее обсуждённому плану. После этого состоялась дискуссия, которую я продумывала заранее.
Отдельным учащимся предложила подготовить вопросы по теме проекта, определить правила ведения дискуссии. Оценивала не только проект и его защиту, но и активность учащихся во время дискуссии.
Затем пятиклассники выступили со своими проектами перед ребятами другой параллели и их учителями. Т.е. инновационная технология нашла своё применение и за рамками урока. С помощью учебных проектов можно проводить уроки, внеклассные мероприятия.
Кроме того, кабинет изобразительного искусства вследствие проектной деятельности учащихся – энтузиастов приобрёл замечательные наглядные пособия по народному искусству.
Таким образом, МП даёт возможность перейти на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; осознать свою причастность к развитию мировых тенденций в образовании; улучшить взаимоотношение между учителем и учениками.

15