Конспект индивидуального занятия по теме: Звуки [Ч] — [Щ]. Буквы Ч,ч, Щ,щ.


Тема: Звуки [Ч] - [Щ]. Буквы Ч,ч, Щ,щ.
1 класс
Индивидуальное занятие.
Цель: учить дифференцировать звуки [Ч] - [Щ] в изолированном виде, в слогах, в словах , предложениях и тексте.
Задачи:
1) Обучающие:
- закреплять знания о звуках [Ч] - [Щ] и буквах Ч,ч, Щ,щ.
- повторить правописание ча-ща, чу-щу;
- повторить написание слов с заглавной буквы.
2) Развивающие:
-- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать высшие психические процессы.
3) Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- содействовать воспитанию познавательной активности и самостоятельности мышления.
4) Коррекционные:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ч - Щ];
- формировать навыки различения звуков [Ч - Щ] в разных слоговых структурах.
Оборудование: зеркало, карточки для письменных заданий,картинки с изображением пальчиковой игры, картинка-раскраска, ТСО.
Ход занятия
N п/п Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность ребенка
I. Организационный момент. (1 мин)
I. Орг. Момент
-Здравствуй! (слайд 2)
- Начинается наше занятие.
-Посмотри, кого ты видишь на картинке? (слайд 3)
-Маша и Медведь гуляли в лесу и заблудились. Они вышли к дороге, но увидели две тропинки, одна направо, другая налево. Маша и Медведь в растерянности, они не знают, какая тропинка ведет к их дому!
Зайчики предложили свою помощь. Они укажут, по какой тропинке нужно идти, если Маша и Медведь выполнят все их задания.
-Поможем Маше и Медведю?
-За каждое правильно выполненное задание, зайчики будут давать по одной букве. Из этих букв нужно будет составить слово и прочитать его.Затем нужно будет указать Маше и Медведю, по какой тропинке им нужно пойти, чтобы добраться до своего дома!
Здравствуйте.
Ответ ребенка.
Да!
II. Основная часть. ( 16 минут)
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Пальчиковая игра «Капуста»
Массаж лица.
Развитие мимических мышц.
Артикуляционная гимнастика.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Загадки.
Тема занятия.
Уточнение артикуляции и характеристика звуков [Ч - Щ]
Связь звука с буквой.
Целеполагание.
Динамическая пауза.
«Паучок»
Дифференциация изолированных звуков [Ч - Щ]
Дифференциация букв Ч – Щ в слогах.
Дифференциация букв Ч – Щ в словах.
Гимнастика для глаз.
Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Дифференциация букв занятия на уровне текста.
-Зайчики очень любят капусту и предлагают нам поиграть в игру «Капуста»
-Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же быть без хруста,
Если я – капуста.
-Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
Покажи, как Маша улыбается.
Покажи, как Медведь хмурится.
Покажи, как Маша и Медведь радуются.
«Грибок» (слайд 4), «Качели» (слайд5), «Часики» (слайд 6), «Вкусное варенье» (слайд 7),
« Гармошка» (слайд 8).
Спой гласные: а-о-у-и-э.
(слайд - видео 9)
Молодец, отлично выполнила все задания! Зайчики дают тебе первую букву!
Отгадай загадки и назови первый звук?
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит .... (Черепаха)
(Слайд 10)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
(Слайд 11)
Уши торчком,
Хвост крючком.
Весело лает,
В дом не пускает. (Щенок)
(Слайд 12)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
(Слайд 13)
-- Какие звуки
повторялись в словах?
-Как ты думаешь, как будет звучать тема нашего занятия?
(Слайд 14)
- Давай охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
АРТИКУЛЯЦИЯ звука [Ч]
(Слайд 15)
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- В каком положении находится язык?
- Вибрируют ли голосовые связки?
- Какая воздушная струя?
-Дайте характеристику звуку [Ч].
АРТИКУЛЯЦИЯ [Щ]
(слайд 16)
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении
находятся зубы?
- В каком положении находится язык?
- Вибрируют ли голосовые связки?
- Какая воздушная струя?
-Дай характеристику звуку [щ].
- Что общего у этих звуков?
(слайд 17)
- Чем они отличаются?
(Слайд 18)
- Какой буквой обозначается звук [ч] на письме?
(Слайд 19)
- Какой буквой обозначается звук [щ] на письме?
(Слайд 20)
- Какие бывают буквы?
Ты правильно выполнила задания. Зайчата дают тебе вторую букву.
Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [Ч - Щ], будем учиться различать звуки на слух , буквы на письме, составлять предложения, используя слова с этими буквами.
Отгадай загадку.
Растянул он свои сети,
Даже муха не заметит -
Попадётся " на крючок",
А поймает ... . (ПАУЧОК)
- Если звуки занятия в слове паучок?
-Давай отдохнем и потанцуем под песню о паучке!
(Слайд-видео 21)
- Какой звук издает поезд, когда едет по рельсам?
-Какой звук издает метла, когда метут?
-Хлопни в ладоши, если услышишь звуки [ч – щ]
- ч ш щ ть т к ц ч щ
- ча ща що ач ца що- чай цифра шить щи
Умница, все верно! Зайчата дают тебе третью букву!
Прочитать слоговые ряды с буквами ч и щ.
Молодец, ты правильно выполнила задания! Зайчата дают тебе четвертую букву!
Замени букву Ч на букву Щ.
Плач – пла…
Помочь – помо…ь
Горячий – горя…ий
Отлично, выполнила задание! Зайчата дают тебе пятую букву!
Зайчата хотят показать тебе полянку, на которой они любят играть.
Ты будешь смотреть, а твои глаза будут делать гимнастику.
(Слайд-видео 22)
Зайчата составили предложение, но перепутали все слова.
-Составь предложение из слов.
Зайчата ищут большущие морковки.
-Сколько слов в предложении?
- Почему слово «Зайчата» написано с заглавной буквы?
-Что стоит в конце предложения?
-Почему зайчата выделили слоги «ча, щу»?
-Давай повторим правило: «Ча-ща пиши с буквой А. Чу-щу пищи с буквой У».
(слайд-видео 23)
Умница, отлично справилась с заданием! Зайчата дают тебе шестую букву!
Прочитай текст и вставь буквы Ч или Щ.
На даче.
На да…е живет Лено…ка …укина.
У дево…ки есть ов…арка …анга.
Лено…ка и …анга вместе гуляют в березовой ро…е.
- Почему слово «Щукина» пишется с заглавной буквы?
-Почему слово «Чанга» пишется с заглавной буквы?
-Ты правильно выполнила задание. Зайчата дают тебе последнюю букву.
-Собери слово из букв.
-Куда же нужно повернуть Маше и Медведю, направо или налево, чтобы добраться домой?
-Маша и Медведь, очень рады, что они знают тропинку, по которой отправятся домой.
-Давай посмотрим, как
Маша и Медведь отправились домой.
(Слайд – видео 24)
Играет в игру.
Выполняет массаж лица.
Выполняет задания.
Выполняет упражнения.
Поет.
Выполняет задание.
[Ч - Щ]
Различаем звуки [Ч - Щ]
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.
Зубы сближены.
Спинка языка поднята.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Короткая.
Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.
Зубы сближены.
Спинка языка поднята.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Длинная, язык напряжен.
Звук [щ] согласный, глухой, всегда мягкий.
Звуки согласные, глухие, всегда.
Воздушная струя у звука [ч] короткая, у звука
[щ] длинная, язык напряжен.
Ч, ч.
Щ,щ.
Печатные, письменные.
Слушает.
Слушает и отгадывает загадку.
Звук [ч]
Танцует.
[ч– ч – ч…]
[щ – щ – щ…]
Ребенок выполняет задание.
Ребенок читает слоговые ряды.
Ребенок письменно выполняет задание на карточке.
Ребенок смотрит видео –мультфильм (гимнастика для глаз).
Ребенок составляет предложение.
Четыре слова.
Предложение начинается с заглавной буквы.
В конце предложения стоит точка.
«Ча-ща пиши с буквой А. Чу-щу пищи с буквой У».
Повторяет правило.
Ребенок письменно выполняет задание на карточке.
Имена и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Клички животных пишутся с заглавной буквы.
Собирает слово.
Направо.
Смотрит видео.
III. Заключительная часть. ( 3 мин)
III
1.
2.
Итог занятия.
Оценка деятельности ребенка.
- Какие звуки различали сегодня на занятии?
-Что ты можешь сказать о звуке [ч] ?-Какой буквой на письме обозначается звук [ч]?
-Что ты можешь сказать о звуке [щ] ?-Какой буквой на письме обозначается звук [щ]?
Какой выберешь смайлик:
- я сегодня работала лучше, чем обычно;
- я довольна своей работой;
- я могла бы работать лучше?

-Молодец! Ты отлично справилась со всеми заданиями!
(Слайд 25)
-Маша и Медведь дарят тебе раскраску за отличную работу на занятии!

[Ч - Щ]
Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

Ч
Звук [щ] согласный, глухой, всегда мягкий.
ЩОтвет ребенка.