Конспект коррекционного занятия по звукопроизношению: «Путешествие в голубую страну. Постановка звука [Л]».


Конспект коррекционного занятия по звукопроизношению
Тема: «Путешествие в голубую страну. Постановка звука [Л]». Воробьевой А.В. , учителя – дефектолога.Цель: выработать у детей четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [Л].
Задачи:
Коррекционно- образовательные:- формирование правильного произношения звука [Л];
- уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
- закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
Коррекционно – развивающие:- развитие мелкой моторики (шнуровка);- выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
- развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);
- развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;
- развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).
Коррекционно – воспитательная:- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
- формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: Картина сказочного Голубого замка, куклы (Голубая фея, дочь Лола), предметные картинки голубого цвета, игрушечная мебель, посуда голубого цвета, индивидуальные зеркала, символы звуков, стаканчики с водой, соломинки.Название этапа Цель Содержание Анализ результатов
1.Оргмомент
момент Создать мотивационную базу занятия. Здравствуй, Игорек. Ты сегодня готов заниматься? - Какое время года? (Зима.)– На улице мороз, покажи, как ты недоволен погодой (хмурое, печальное лицо).
– Но бывают зимой и хорошие деньки. Когда не так холодно. Давай подумаем на чем катаются зимой?
А ты на чем любишь кататься?
Ты катаешься на лыжах, коньках. В такие дни у тебя радостное настроение. Покажите, как мы радуемся хорошему дню (улыбки).
– Зимний ветер дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Игорек, посмотри, что за вести там внутри? О, да это письмо! Что в нем написано?
“Дорогие дети, приглашаю вас в Голубую сказочную страну, где живет звук Л.
Правительница там – Голубая фея” но прежде, чем мы отправимся туда, выбери себе настроение для занятия .
Игорь выбрал

2.Артикуляционная гимнастика. Развить артикуляцион-
ную моторику. Развить мимические мышцы лица. Улыбка
Хоботок
Улыбка – хоботок
КачеляЛошадка
Пароход гудит
Упражнение на «дутьё» (дутьё по сторонам прикушенного языка, так чтобы воздух проходил по бокам, а кончик оставался закушенным)
Закусим язычок и тянем гласные «а», «ы»
Прикусываем и отпускаем язычок не переставая тянуть гласные. Игорь выполнял упражнения старательно.
3.Развитие фонематического восприятия. Развивать фонематический слух и восприятие.
Определять позицию заданного звука в слове.
Выделять звук [л] в словах. Упражнение «Поймай звук».
– Вот мы с вами и домчались до Голубой страны.
– Ребята, что вы увидели в Голубой стране (Замок Голубой феи, сказочный лес, животных). Дружно мы на лыжи встали
И по снегу побежали (ла-ло-лу-лы)
А потом на санки сели,
Смело с горки вниз слетели! (пла-пло-плу-плы).
– Назовите предметы со звуком Л. (определение места звука в слове, деление слов на слоги).
– Нас встречает Голубая фея. Придумайте ей имя со звуком Л. (Влада). А это, ее дочка Лола. В ее имени два Л.
С заданием Игорь справился не сразу, пришлось несколько раз повторять инструкцию.


4. пальчиковая игра «Лодочка» Развивать моторику мелких мышц пальцев рук Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням). На этих сказочных лодочках мы обследуем волшебную страну. 4.Произношение звука [л ] в словах и предложениях Автоматизировать и дифференцировать звук [л] Дети, Голубая фея приглашает нас в замок. Здесь все голубое.
– Какое, платье носит фея? (Фея носит голубое платье).
– На чем спит фея Влада? (Фея Влада спит на голубом диване).
– Где сидит Голубая фея? (Голубая фея, сидит на голубом стуле, за голубым столом).
– Из чего ест Влада? (Влада ест из голубой тарелки голубой ложкой).
– Но почему она не веселая? Оказывается, ее дочка заболела.
– Давайте приготовим волшебный коктейль (развитие дыхания). Коктейль – напиток из лекарственных трав.
Она выпила, но почему-то не выздоровела. Фея говорит:
Дочка Лола заболела,
Не пила она, не ела.
Целый день она молчала,
Книжек новых не читала.
Кажется, она забыла, как звук Л произносила.
А теперь давай нарисуем Голубую страну и раскрасим ее.
Отвечал на вопросы правильно.
Игорь с удовольствием изображал Голубую страну и комментировал свой рисунок.
5.Физкультми-нутка. Развивать общую моторику, пластику при проведении физкультминутки. Голубая речка.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
(Руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях сверкая (Прыжки на месте)
Значит к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши).
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна
(Приседания).
И поет пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши).
С удовольствием выполнял упражнения.
6.Усвоение глаголов прошедшего времени.
Упражнять в употреблении глаголов прошедшего времени при составлении рассказа на заданную тему. – Стоит нам с Лолой поиграть и слова со звуком Л назвать, она выздоровеет.
– Расскажите Лоле, как вы провели выходные дни (рассказ детей).
Лола вспомнила слова со звуком Л.
– Я ходила в зал, у нас будет бал.
– Что она сказала, слово или предложение?
– Назовите похожие слова. (бал – зал) – один слог, одинаковые звуки а, л.
– Кто знает, что означает слово бал?
(Составление слова бал из символов звуков.)
Лола нас приглашает на бал. С заданием справился.
7. Дидактическая игра «Подарок для Лолы» Развивать функции языкового анализа и синтеза при рассматривании предметных картинок и при составлении схемы слова. Логопед раздает картинки (ребенок должен выбрать, в названии которых есть звук [л] и обозначить фишками) Игорь с заданием справился.
8. Произношение звука Л в связной речи: Закреплять правильное произношение звука Л в связной речи. В зале музыка звучала? Звучала.
– Как еще можно сказать? Музыка играла.
– Игорь, что ты делаешь, когда звучила музыка? (Я танцвал.)
– Фея приготовила угощенье, если ты отгадаешь загадку: “Оно соку спелого полно. Так румяно, золотисто, будто медом налито). – Голубая фея говорит спасибо, и угощает яблоком.
– Скажи, в Голубой стране все предметы голубые, а у нас зимой белые. Давай на прощание расскажем фее и ее дочке стихи:
Все бело, бело, бело,
Много снега намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.
Белый снег, белый мел,
Белый зайка, тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Зима была белым – бела
Платок из снега соткала,
А город спал, во сне зевнул
Платок на плечи натянул.
Голубь белый, голубь смелый,
Сделал ты большое дело,
По полям, лесам летал,
И поклон от нас всем детям –
Белым, желтым всем на свете,
Голубь белый передал. 8.Подведение итогов занятия. Закрепить пройденный материал Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно?
- Ты работал хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях. Игорь был доволен занятием.