Технологическая карта урока кубановедения: Кубанская весна


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Соловьевой А.В.
Дата: 14 апреля 2016 года
Предметная область: кубановедениеКласс: 2 класс
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 2 класса в предметной области «Кубановедение» по теме: «Кубанская весна».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие любознательности, расширение кругозора, знание старины, творчество, трудовые навыки и умения.
- воспитание чувства гордости и патриотизма за свой край, любви к своей неописуемо-красивой природе в весеннее время год
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Рассказать учащимся кратко о весне, и как она пробуждает ещё спящую природу к новой жизни.
Воспитывать уважение к изучению традиционной культуры кубанского казачества и встрече и проведению весенних традиционных праздников на Кубани: весенний праздник Благовещения, Пасха или Светлое Христово Воскресение.
Воспитывать гордость за своих земляков, которые в весеннее время года начинают возделывать земли, расширяя посевные
площади и обрабатывая их для получения хорошего урожая, ведь Кубань давно стали называть «житницей России».
Формировать чёткое представление о наступлении весны и о той долгожданной радости, которую она приносит всем людям:
звоном капели, журчанием ручьёв, весёлым щебетанием птиц и их активном построении гнёзд.
Учить детей ценить народную культуру казаков, их традиции и обычаи.
Средства (оборудование):
1) Проектор-компьютер.
2) Иллюстрации весенних полевых работ, праздничные иллюстрации и изображения, иллюстрирующие приход весны.
3) Мультимедиа система (слайды, отражающие весеннюю красоту Кубани.)
4) Заготовленный материал для самостоятельной работы учащихся.
5) Лесенка успеха.

Содержание взаимодействия с учащимися
№п\пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1
Выход на тему,
цель, учебныезадачи урока всотворчестве сдетьми.
2,Изучение нового материала.
Рассказ учителя с использованием мультимедийной презентации.

3.Физминутка.
4.Изготовление
веточки сирени.
.
5.Подведение итогов урока.
6.Рефлексия.
8.Домашнее задание.
На начало урока прослушивание нежной и красивой весенней музыки.
Учитель:
-Ребята, начнем мы урок красивыми и тёплыми словами.
-Повторяйте за мной.
Я желаю вам добра,
Вы желаете мне добра
Если кому-то будет трудно,
Я обязательно помогу.
-Ребята, сегодня мне хочется поговорить с вами о прекрасном времени года, которое, я просто уверена, любите вы все. Это - весна.
- Прочитайте тему урока.
- По данной теме можно предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
Чем радует людей весна?
Поистине, весна – самая долгожданная пора. И она непременно приходит вслед за дождливой осенью и холодной, морозной, бесконечной зимой.
Весна наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах.
Начинаются весенние полевые работы людьми сельскохозяйственного труда.
Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.
При необходимости корректирует результаты ответов.
Тёплые весенние деньки зовут на улицу. Идут работы на полях.
А какие работы идут на полях? (вспахивают, удобряют, обрабатывают, засеивают, поливают. пропалывают.)
Земля моя приметная
Зоря моя рассветная
Дороженька заветная
Пшеничные поля.
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся
Ты, всё – Кубань моя.

А чтобы узнать как называются такие работы в поле, разгадайте
кроссворд.

Кроссворд
9
1 2 6 8 10
3 4 5 7 1.Он без цвета и запаха, невидимка, без которого мы жить не можем. (Воздух.)
2.В поле росла. Под жерновом была. Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница.)
3.Стоит горница, об одном окольнице.(Амбар.)
4.»Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». (Хлеб.)
5.Никого не родила, а все матушкой зовут.(Земля.)
6.Удивительное солнце. В этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни чёрненьких галчат.(Подсолнух.)
7.В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нём тогда таких как я будет целая семья. (Зерно.)
8.Была свежа, зелена, сочна и люба глазу. Но теперь суха, желта и
неприглядна глазу.(Солома.)
9. На горе-горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит; дашь ей хлеба – назад отдаёт. (Ветреная мельница.)
10.Маленький. горбатенький,- поле обошёл- всем зерно нашёл.
(Серп.)

Учитель.
-Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? (Земледелие.)
-Именно весной, с пробуждением природы начинаются полевые работы. Земля матушка! Именно это присловье можно было слышать в кубанских хуторах и станицах. В нём отразилось особое отношение казаков к земле, убеждением в нерасторжимом слиянии человека и природы. Впрочем, по другому и не могло быть. Земля кормила, она была основой хозяйства. Имея собственный пай, казак чувствовал себя свободным. Соответственно и обращение с землёй становилось поистине сыновним: бережливым и, трепетным. Коренные жители станиц- казаки издавна занимались земледелием и скотоводством (пахота,
сев, первый выгон скота и т.п.)
Да. работали казаки очень хорошо, но были у них и праздничные дни. Давно известны на Кубани замечательные праздники: праздник Благовещение (от слова «благая весть»).
Благовещение о Христе – Спасителе для всего человечества.
Благая весть 7 апреля дала начало двум другим - 7 января и в день Пасхи. Эти праздники являются традиционными и сейчас в России и у нас на Кубани.
БЛАпаГОсВЕхЩЕаНИЕ -Расшифруйте название праздников, о которых мы будем говорить на уроке. Что вы знаете об этих праздниках?

7 апреля – праздник Благовещения (от слов «благая весть»).
На Благовещение отпускали птиц на волю. Утром горожане покупали птиц и тут же их выпускали с надеждой на скорую и дружную весну. При этом пели и приговаривали:
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
Все ждали прихода весны и старались её приблизить. Вот и просили птичек принести весну на крыльях.
С птицами связан ещё один весенний обычай. Когда появлялись первые проталинки, пекли « жаворонков» - птичек из теста. Ребятишки насаживали их на палки, забирались повыше и,
размахивая, звали весну, пели песенки-веснянки.
Жаворонки, летите,
Весну на крылышках несите!
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите!
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела!
В 1995 году в честь праздника Благовещения и возродилась древняя русская красивая традиция – давать птицам волю. Традиция, исполненная глубокого смысла – «Птицам волю!»
Великая Пасха. В степях Кубани, как известно, лесов было мало. Может быть, поэтому казаки с особым чувством относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. О нём даже слагали песни. В одной из них были такие строчки:
Уж ты верба моя,
Листом кучерявая,
Ты не стой, не стой,
Ой, да верба моя,
Над речкою быстрой.
И в самом деле, когда люди расходились по домам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса в Иерусалим, и несли перед собой, как свечи, пушистые ивовые прутики, они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.
Все ждали этот праздник, готовились к нему и тщательно убирались в своих хатах и наводили порядок во дворах и разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой
Мешок нулёвки – специальной муки для Пасхи, так называли выпеченный кулич. В день приготовления пасхи –Великую пятницу – детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе. Пекли хлеб. Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к Святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом , и молились ей.
Впереди ещё были всенощная служба в церкви, освящение куличей (пасхальных пирогов), разговенье на рассвете, праздничное гулянье, катанье на тачанках, груженые линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.
Пасха – праздник для всех! В этом, 2016 году пасха Пасха приходится на 1 мая.
Светлое Христово Воскресение ознаменовывает избавление всего человечества через Христа от рабства греха и смерти и дарование нам жизни и вечного блаженства.
Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул 3 раза.
Подмигнул нам чёрным глазом,
Лапки в стороны развёл
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик чирик.
Учитель:
- Какие весенние цветы вы знаете? Я предлагаю вам своими руками сделать цветочки сирени на веточках, из природного материала при помощи креповой бумаги и канцелярских принадлежностей
Веточки сирени – это прекрасные весенние душистые и яркие цветы. Давайте подумаем, какими прилагательными можно описать красоту этих весенних цветов: ароматные, душистые, чудесные, прекрасные, весенние, первые, белые, сиреневые, фиолетовые.
:

,




.
Учащиеся представляют свои работы.
Организуют оценивание по результатам обсуждений.
Молодцы! Все отлично справились с заданной работой.
-И заканчивая наше знакомство с кубанской весной, что же в ней особенного? Мы увидели то, что земля кормила и кормит в настоящее время, она была и есть основой хозяйства на Кубани, а также с традиционными кубанскими весенними праздниками: Благовещением и Пасхой, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова:
Встают перед глазами страницы истории древнего края, где ближние и дальние времена, старое и новое переплелись, дополняя друг друга, обостряя нашу любовь к родной земле.
Я предлагаю вам оценить свою работу на этом уроке при помощи «Лесенки успеха».

Оформить рассказ или рисунок о земледелии и о традиционных кубанских праздниках.


Настраиваются на работу.
Выдвигают предположения о теме урока.
Аргументиру-
ют свои отве-
ты
Ребята делятся своими впечатлениями.
Рассказы детей.
Ученики отвечают на
вопросы учителя
Узнал, открыл
для себя….
Сегодня на уроке Я научился,смог…
Могу похвалить себя и своих однолассников
Практическая работа по изготовлению
Цветов сирени
Учащиеся слушают, оценивают свою работу.
Узнал(а), открыл для себя….
Сегодня на уроке я научился, смог…
-могу похвалить себя и своих одно-.классниковЛичностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные:
-оценивать результаты
своей работы.
Познавательные:
-выявлять сходство и различие объектов.
-объединять в группы по признаку.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
Формирование знаний о земледелии и об орудиях труда.
Познавательные-уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу прогрессу познания: проявлять внимание. Узнать больше,сравнивать разные точки зрения.
-осознают личное отношение к народной культуре Кубани.
Регулятивные:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания.
Познавательные: формирование знаний о ремесленниках на Кубани.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ практической деятельности.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.
-осознают личное отношение к своей работе, изготовленной своими руками. А также вникают в творческий процесс изготовления
веточки, работая в паре.Регулятивные:
-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
-Коммуникативные:
-уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания.
2. .3.