Рабочая программа Информатика ФГОС СПО для специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (заочное отделение)


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Тамбов 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» (заочное отделение)
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М. С. Солнцева»
Разработчик:
Уваров Алексей Николаевич - преподаватель ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М. С. Солнцева»
Рассмотрено на заседании ПЦК
естественнонаучных и математических дисциплин
Протокол №_____ от «___»_________201____г.
Председатель ПЦК_______Л. В. Корниенко Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
_______________В. М. Сажнева
«___»_________201____г.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Паспорт программы учебной дисциплины информатика PAGEREF _Toc466105069 \h 41.1. Область применения программы PAGEREF _Toc466105070 \h 41.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: PAGEREF _Toc466105071 \h 41.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: PAGEREF _Toc466105072 \h 4В результате освоения учебной дисциплины «Информатика» обучающийся должен PAGEREF _Toc466105073 \h 4уметь: PAGEREF _Toc466105074 \h 4знать: PAGEREF _Toc466105075 \h 4Сформированные компетентности PAGEREF _Toc466105076 \h 4Общие компетентности PAGEREF _Toc466105077 \h 4Профессиональные компетенции PAGEREF _Toc466105078 \h 51.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Информатика»: PAGEREF _Toc466105079 \h 52. Структура и содержание учебной дисциплины PAGEREF _Toc466105080 \h 62.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы PAGEREF _Toc466105081 \h 62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика» PAGEREF _Toc466105082 \h 73. Условия реализации учебной дисциплины PAGEREF _Toc466105083 \h 123.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению PAGEREF _Toc466105084 \h 123.2. Информационное обеспечение обучения PAGEREF _Toc466105085 \h 12Для обучающихся PAGEREF _Toc466105086 \h 12Для преподавателей PAGEREF _Toc466105087 \h 134. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины PAGEREF _Toc466105088 \h 14
1. Паспорт программы учебной дисциплины информатика1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью профессиональной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (приказ от 13 августа 2014 г. n 1002)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:Учебная дисциплина «Информатика» относится к математическому и общему естественно-научному циклу.
Дисциплина необходима для полноценного формирования личности, способной к дальнейшему самообразованию, усвоения всех предметов, общего и профессионального развития с учётом меняющихся требований к уровню подготовки специалистов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:В результате освоения учебной дисциплины «Информатика» обучающийся должен
уметь:Использовать изученные прикладные программные средства.
знать:основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ..Сформированные компетентностиОбщие компетентностиОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Профессиональные компетенцииПК 5.1. Применять системы автоматизированного управления путевого хозяйства.
ПК 5.2. Использовать инновационные технологии в вопросах диагностики состояния элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Информатика»:максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося 126 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 142
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 16
в том числе: лабораторно – практические занятия 14
теоретические занятия 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 126
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень усвоения
Раздел 1.
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология 24 Тема 1.1.
Автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология.
Содержание учебного материала 12 1. Введение. Основные понятия. 2 1
Самостоятельная работа 12 2
Роль и значение ВТ в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения ПЭВМ. Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Тема 1.2. Информационные технологии обработки информации: основные понятия, виды Содержание учебного материала 10 Самостоятельная работа 10 Назначение и основные функции текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, систем управления базами данных
Локальные и глобальные компьютерные сети. Раздел 2.
Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем, их программное обеспечение 10 Тема 2.1.
Общий состав персональных ЭВМ и вычислительных систем Содержание учебного материала 5 2
Самостоятельная работа Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; Периферийные устройства. Программный принцип управления компьютером. Выполнение операций с каталогами (папками) и файлами посредством файлового менеджера (Total commander или др.) Тема 2.2.
Программное обеспечение вычислительной техники Самостоятельная работа 5 2
Шаблоны имён файлов. Путь к файлу. Работа с каталогами и файлами. Дефрагментация диска. Установка программных утилит. Получение информации о параметрах домашней компьютерной системы с помощью утилит. Сравнение операционных систем. Характеристика служебных утилит. Настройка программного обеспечения компьютерных систем. Создание архива и помещение в него файлов, извлечение файлов из архива. Раздел 3.
Информационные системы и телекоммуникации 30 Тема 3.1.
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передача информации. Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяКомпьютер – устройство для накопления, обработки и передачи информации. Хранение информации и её носители. Организация размещения информации на дисках и флэш-накопителях. FAT-системы. NTFS-системы. Организации доступа к ресурсам ВС. Основные принципы управления ресурсами ВС. Основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем. Тема 3.2.
Защита информации от НCD. Антивирусные средства защиты информации.
Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяВиды и средства защиты от НСД и антивирусной защиты. Антивирусные программы. Защита программ в сети Интернет. Форматирование диска. Создания системы диска, создания архива закрытого паролём.
Использование современных антивирусных программ. Тестирование диска на наличие компьютерного вируса, лечение заражённой диска. Тема 3.3.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Сетевые технологии обработки информации. Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяПередача информации. Линии связи. Компьютерные телекоммуникации. Услуги КС. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации. Информационно – поисковые системы России. Он-лайн редакторы. Положительные и отрицательные стороны развития сети Интернет. Ресурсы Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Outlook. Windows. Организация и управления данными. Планирование с помощью календаря. Передача и получение сообщения по электронной почте. Создание своей Web-страницы: форматирование текста, вставка рисунков. Создание Web-сайта: вставка таблиц, списков, вставка гиперссылок. Создание Web-сайта: вставка форм и фреймов. Раздел 4. Прикладные программные средства 76 Тема 4.1. Текстовые процессоры. Содержание учебного материала 16 Практические занятия 6 1. Ввод и редактирование текста. 2 2 Форматирование текста. 1 3 Вставка объектов. 1 4 Редактор формул Microsoft Eguation. Таблицы в текстовом редакторе Word. Создание и редактирование колонтитулов 2 Самостоятельная работа обучающихся10 Автоматическое формирование. Оглавления. Автоматизация решения задач с помощью макрокоманд Тема 4.2. Электронные таблицы.
Содержание учебного материала 14 Практические занятия 4 1. Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. Проведение расчётов и поиска информации в электронной таблице. Диаграммы. Самостоятельная работа обучающихся10 Автоматизация решения задач с помощью макрокоманд. Назначение кнопок. Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. Ссылки на ячейки другого листа. Изучение графических возможностей электронной таблицы Excel Тема 4.3. Системы управления базами данных Содержание учебного материала 16 Практические занятия 2 1. Создание формы и заполнение базы данных. Сортировка записей Самостоятельная работа обучающихся14 2
Проектирование базы данных. Современное применение баз данных. Создание однотабличной базы данных. Редактирование однотабличной базы данных. Создание реляционной базы данных. Организация запросов в базе данных Тема 4.4. Графические редакторы Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяИзучение панелей инструментов Adobe Photoshop. Создание выделенной области произвольной формы. Разработка эмблемы специальности средствами редактора PhotoShop. Тема 4.5. Информационно-поисковые системы (Консультант +).
Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяЗнакомство а с типовой профессиональной информационно-поисковой системой Консультант +. Закладки и папки. Экспорт в MICROSOFT WORD и MICROSOFT EXCEL. (Консультант +). Тема 4.6. Автоматизированные системы
Содержание учебного материала 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяНазначение и возможности автоматизированных систем. Структура типовой системы. Автоматизированные системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Iп1егпеt. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой. Зачёт 2 Всего 1423. Условия реализации учебной дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;
2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
3. лазерный принтер;
6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихсяИнформационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.
Михеева Е. В., Титова О. И. Информатика: учебник. – М: Academia 2014.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 257 с.
Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Кузнецов А. А. и др. Информатика, тестовые задания. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.
Для преподавателейФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33772)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
Дополнительные источники:
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания): Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ Текущий контроль в форме:
- практических занятий;
- рефератов;
- докладов;
- самостоятельных работ;
- защита проектов;
- подготовка презентаций;
- систематизации знаний в виде таблиц
- решение индивидуальных задач
Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачёта

Разработчик:
ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М. С. Солнцева»
преподаватель химии, биологии и информатики высшей категории А.Н. Уваров