Организация работы над повышением грамотности (из опыта работы)


Организация работы над повышением грамотности (из опыта работы)
Что надо сделать, чтобы научить писать грамотно? У каждого учителя есть свои приемы и методические находки.
Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности.
Мои классы сильными не назовёшь, но среди учеников есть талантливые, трудолюбивые дети. И, чтобы каждый ученик учился с интересом, использую на уроках разноуровневый подход.
На современном этапе разработано множество вариантов проведения уроков, дидактических материалов, пособий для учителей. Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику.
Запоминаем: пишется два Н!
Чудо неслыханное,Диво невиданноеСо дна океанногоПрими как данное,Нечаянное,Негаданное,Нежданное,Но желанное.
***
Приставка КОЕ-, суффиксы –ТО, -ЛИБО, НИБУДЬ – про черточку не забудь.
***
Правописание суффиксов наречий О,А
Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В. Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.
Учащиеся составляют словарные диктанты (10 слов) на изученную орфограмму, карточки для соседа.
С пятого класса ученики ведут тетради «теории», куда записывают правила орфографии и пунктуации, трудные случаи написания. Владение справочными материалами позволяет “не теряться в океане правил.”
В старших классах урок начинается с повторения изученных орфограмм посредством перфокарт. Каждый урок – определенная группа слов на изученное правило. Данный прием эффективен при подготовке к ВОУД (ГИА) и ЕНТ (ЕГЭ).
Проверяемыебезударныегласные Непроверяемыебезударныегласные Чередующиесягласныев корне Двойныесогласные УпотреблениеЬ и Ъ
1. обр_мление2. раскр_шить3. разл_новать1. алг_ритм2. в_н_грет3. г_р_зонт1. возг_рание2. пол_гать3. з_ря1. кол_екция2. ис_кус_тво3. пьес_а1. ад_ютант2. с_экономить3. б_юВажным также в работе над грамотностью является организация работы над ошибками.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Орфография
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- звонок
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси-наПри переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
4. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель, тень, пень.
5. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши
6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна - волны.
8. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Ягода, ягода, ягода.
Хоккей, хоккей, хоккей.
Пунктуация
Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава труду !Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О О и О
О, а О О да (=и) О
О, но О  
О, да (= но) О  
О и О,и О,и ОСильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О.
О, О, О – О.
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О!
О,
,О,

Ребята, берегите учебники! О,
Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а. 
Поэтому учителям русского языка хочется посоветовать: применяйте эффективные приемы работы, помогайте ученикам, поддерживайте их веру в свои силы, прививайте интерес к учению, разжигайте жажду познания нового, формируйте внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний. Не жалейте на это времени, и оно обязательно окупится!
Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от времени, а систематически.
«Дай человеку рыбы, – гласит китайская мудрость, – и он будет сыт один день. НАУЧИ его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».
учитель русского языка и литературы
Моисеева Яна Павловна