Работа над повышением грамотности обучающихся


Формирование орфографической зоркости обучающихся
Автор: Халитова Л.П., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Чунского района, Иркутской области
Концепция модернизации Российского образования определила развитие
системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетентностей. Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач.
Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена. Определение: «Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом» определяет уровень доступности определённой информации для человека. Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность. Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.
Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее. Разновидности Учебная исследовательская деятельность включает не только грамотность чтения и письма, но и владение информационными носителями.
Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие орфографические ошибки и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.
Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка: отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления. Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.Говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Главное - что с этим делать?
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма;
2) умение анализировать слово с фонетической стороны;
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас.
Ежедневное чтение текста в течение 15 минут
Пояснения:
текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.
читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово, соблюдая интонацию (вам в этом помогут знаки препинания);
читайте так, словно вы стоите перед классом, а все одноклассники слушают вас;
читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;
запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)
Ежедневная письменная работа в течение 15 минут
Пояснения:
прочитав текст, вы далее этот же текст (сколько успеете за 15 минут) переписываете в тетрадь;
переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.
переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);
переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркните зелёной пастой те слова, в которых, по - вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;
далее нужно выписать эти слова после текста (первый раз) и в словарик (второй раз), запомнить  их правописание.
в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте  их в тетрадь по два раза.
 Такова методика повышения грамотности. Просто? Да, очень просто. Сложно? Тоже  да, так как это необходимо делать ежедневно! Вот здесь проверяется воля, трудолюбие, желание добиться цели.
На чём основана методика?
Память человека бывает нескольких видов
логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)
механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)
слуховая (многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио - уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае - это постоянное проговаривание слов вслух)
моторная ( человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)
зрительная (чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)
Таким образом, в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.
Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается  информация, которая была воспринята и понята 8 раз! Вспоминается пословица: «Повторенье - мать ученья»!
  К какому выводу придём уже через пару недель?
А вывод очень прост и в то же время интересен: оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же!!! В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.
Важно помнить: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо - зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история». 
Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, на первых этапах работы нужно проводить обучение в игровой форме. Кроссворды, интеллектуальные развлечения, без сомнения, помогают увеличить словарный запас. Кроме обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.Применяю различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог, игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного; "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами. Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче: - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно"; - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь"; - "уж замуж невтерпёж".
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографический, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.
Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?
Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
1.определить место, где возникла орфографическая задача;
2.к какой группе правил относится данная орфограмма;
3.в какой части слова находится орфограмма;
4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5.определить в слове ударение;
6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
7.написать слово в соответствии с правилом.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.
"Подбери буквы": Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Памятка для школьника
Чтобы писать без ошибок,
 
-читай по слогам;
- найди орфограмму;
- объясни выбор букв;
- ошибки исправь
Применяю в своей деятельности различные письменные работы:
- выборочное списывание;
- зрительный диктант;
- диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);
- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;
- лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;
- диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;
- задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);
- составление словосочетаний и предложений.
Большое внимание следует уделять словарной работе. В результате диагностических диктантов выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.
Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.
Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.
При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.
Очень любят ребята игру "Найди лишнее слово". Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.
Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию.
Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.
      Тестовые задания помогают готовить учащихся заранее к сдаче ЕГЭ
по русскому языку. Их решаем на каждом уроке. Учащиеся с большой охотой выполняют эти задания, они сумели быстро овладеть техникой работы с тестами.
Чтобы повысить уровень грамотности, следует регулярно работать
над ошибками. Каждый день ученики, допустившие ошибки в классной или домашней работе, дома выполняют в рабочей тетради работу над ошибками, в  столбик  выписывая все слова в исправленном виде, выделяют зелёной пастой  орфограммы, пишут рядом проверочное слово.
Комментированное письмо ещё один способ повышения орфографической грамотности.
В заключение хочется остановиться на утверждении, которое, вероятно, вы не раз слышали:„Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“  Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное.
Лучше всех сдает экзамены не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически.