Доклад Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы. Современный урок: какой он?


Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы.
Современный урок: какой он?
(Доклад учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Ермекеево Рахимовой А.А.)
Если ученик в школе не научится сам творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые научившись
копировать, умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Креативность (от лат. творчество, сотворение) является важнейшей чертой современного человека. В связи с этим перед современной школой встаёт задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу поиска.
Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в чтении книги, в выращивании растений и животных, в сервировке стола и т.д.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.
Совместимо ли творчество с обучением?
Творчество доступно учащимся, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.
На уроках русского языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и т.п.
В творческой работе осуществляются самовыражение, самораскрытие ребёнка.
Безусловно, креативность, нестандартность мышления следует развивать на различных занятиях, но родной язык всегда был и остаётся главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка.
Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы, конечно, здесь не срабатывают, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творческой работы – огромная радость, которая даётся и ученику, и учителю.
Считаю, что нужно помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Изучив научно-методическую литературу, для себя отметила, что при развитии у детей творческих способностей нужно руководствоваться следующими правилами:
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда учитель говорит детям о необходимости их развития, а тогда, когда умеет развивать их сам и показывает это ребятам в общении.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Важно не ругать за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель тем самым помогает раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, нужно поощрять его, даже если сам учитель не удовлетворён результатом работы.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Например, предложить ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:
- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Психологи считают, что для творчества необходимо наличие 6 источников:
- интеллектуальных способностей;
- знаний;
- личностных характеристик;
- мотивации;
- окружения;
- стилей мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная),и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать в своей работе учитель.
Итак, уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
В своей работе можно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.
Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет
специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Задания на обычных уроках русского языка,
способствующие формированию и развитию
творческих способностей
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.
Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания. Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частях речи) предлагается следующая задача:
- Почему ученик не понял вопроса учителя?
Неожиданный ответ
Спросил учитель: «В слове «паровоз»
Где корни? Кто ответит быстро?»
«В нем нет к…рней, но много есть к…лес,
И есть еще два сменных машиниста.
Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.
Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «животное» является именем существительным».
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
4.Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, т.к. их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами. Индивидуальные опорные схемы должны соответствовать следующим требованиям:
1) информационная насыщенность;
2) яркость и контрастность;
3) минимум текста и графических обозначений;
4) закрепление примерами;
5) возможность текстовой интерпретации.
Составляемые учащимися схемы нуждаются в контроле педагога. Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности.
5.Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: «Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой». При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на - ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы и в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки.
Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?»- или творческая: «Ошибка ли это?» Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый, обнажающий логику и психологию орфографического мышления учащихся и позволяющий избегнуть долгого поиска нужного правила. При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.
6.Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то.
- Без чего оно теряет свой полный смысл?
– Без существительного.
Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности:
Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
8.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать к нему грамматическое задание или обратиться со словами: «Посмотрите, какой прекрасный язык!» Для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не будут осмыслены. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста. Через условную схему ход подобного процесса можно представить следующим образом:
1.УЧЕНИК
От начального восприятия
текста (определение своихчувств, ощущений,
отношения)

2.УЧЕНИК + ТЕКСТ 3. ТЕКСТ
к попытке понять: почему поиск в тексте того, что
я испытываю именно это? могло обусловить
особенности
восприятия.

4. ОБОБЩЕНИЕ
какие закономерности авторской речи служат для усиления
художественного воздействия
на читателя?
Как видно из схемы, лингвистический анализ учитель начинает не с текста, а с ученика, исходит из его личности и интереса. Покажу это на конкретном примере:
При изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать стихотворение З.Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из одних прилагательных:
Всё кругом.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохное, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Учитель обращается к классу с вопросом:
-Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?
Ребята дают очень разные ответы: омерзения, отчаянья, безнадежности, неприятной темноты, духоты и т.д.
-Врезалось ли в память какое-то прилагательное наиболее остро? (Многие называют «трупно-холодное»).
- Почему именно это? (Необычное, неожиданное, - объясняют ребята, - и усиленное повторяющимся значением: труп - уже нечто застывшее, безжизненное и холодное; здесь же два слова становятся рядом: трупно-холодное).
Некоторым отчетливей запомнились липкое, скользкое, потому что они возвращают к реально испытанным неприятным ощущениям.
- Только ли сильные прилагательные влияют на наше восприятие?
Оказывается, что в первую очередь количество прилагательных с отрицательным оценочным значением: они нагнетают отталкивающую атмосферу «всего кругом».
- Значит, - говорю я, - все прилагательные, которые здесь встретились, можно назвать синонимами?
И читаю текст ещё раз.
Один ученик замечает, что многие прилагательные можно разделить на определенные группы. Например, восприятие «всего кругом» по цвету (серое, чёрное); по отсутствию движения (застойное, косное, лежачее); и даже по аналогии с человеческими качествами (грубое, блудливое, трусливое, глупое, хамское). Учащиеся говорят, что нельзя назвать синонимами черный и тесный, но все-таки они кажутся очень близкими по значению.
- Кому кажутся?
- Нам,- говорят ребята.
- А еще кому?
- Конечно, тому, кто писал.
- А как вы думаете,- спрашиваю я, - каким мог быть человек, написавший подобные строки?
- Неравнодушным, очень остро воспринимающим недостатки жизни, обидчивым и легко ранимым; он пессимист; он испытывает боль и отчаянье.- Ну что ж, а теперь можно прочитать последние, еще не звучавшие в классе строки:
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем: все будет иначе.
На лицах - изумление.
-Что же меняется?
Все! Настроение, ритм, уходит отчаянье, появляется надежда, движение, какой-то порыв в совсем другой мир! Появляются глаголы – появляется движение. Значит, именно прилагательные, которые никак не связаны с действием, создавали то ощущение неподвижности, застывшей вокруг жизни, которое передалось нам после первого чтения.
Теперь, когда самими ребятами сделали такие открытия, когда прочитанное осмыслено, оно не вызовет у учащихся раздражения и усталости, поскольку текст уже связан с пережитым интересом и живым впечатлением. И не случайно сами ребята после работы с текстом стихотворения З.Гиппиус вызвались попробовать описать свое восприятие «всего кругом». Некоторые пошли путем аналогии, а некоторые действительно стремились выразить собственное ощущение жизни: у кого-то получился лучистый поток светлых чувств, у кого-то – сплав самых разнообразных настроений.
9. Работа с ребусами как один из видов творческой работы при изучении слов с непроверяемым написанием. В программе среднего звена по русскому языку есть слова, данные в специальных списках для каждого класса. В основном это слова, написание которых традиционное и не охватывается орфографическими правилами. По мнению психологов, правописание трудных слов лучше усваивается при одновременном участии нескольких видов памяти: зрительной, речедвигательной, слуховой, эмоциональной. Разгадывание и составление ребусов как раз соответствует запросам психологов.
10. Орфодомино. Суть данной игры заключается в следующем: на доске (экране) ребята видят расположение фишек. Эти фишки нужно заменить соответствующими парами слов, которые также заранее записываются. Особенности фишек зависят от изучаемой темы (безударные гласные и т.д.).
11. Орфокроссворд.
12. Смешанные рассказы. Когда учащимся предлагается один псевдотекст, который нужно распутать на несколько правильных.
13. Грамконструктор. В этом виде упражнений нужно составить предложения, соответствующие данным схемам.
14. Корректурная правка. Ребятам даётся текст, содержащий ошибки. Задача учащихся – осуществить правку.
15. Орфоальпинизм. Пример такого задания: чтобы покорить вершину горы, следует на каждом горном уступе оставить слово с данной приставкой, выбрав его из общего списка.
16. Интересна формулировка следующего задания: «Буквенный шифр, с помощью которого отпирается сейф «1 спр.», - е, у (ю); буквенный шифр к сейфу «2 спр.» - и, а (я). Распределив данные глагольные формы по их принадлежности к «сейфам», вставляйте в них гласные по шифру.
Уроки развития речи
Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:
- Особое место среди них занимает творческий диктант.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
Изложение. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д.
Сочинения. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение» характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Какой предмет предложить учащимся для описания? Это также вопрос немаловажный. Хотелось, чтобы ученики работали с интересом, могли использовать жизненный опыт, только в этом случае язык сочинения может быть точным, выразительным. Мы выбрали для описания аквариум. У многих учеников есть дома аквариумы, они имеются и в садиках. Кроме того, интерес вызывает и смысловой, этимологический анализ слова. После знакомства с характерными особенностями художественного и научно-популярного описания, мы проанализировали два текста: отрывок из книги Ф. Полканова и стихотворение В.Фетисова «Страна чудес». Вся проведенная в классе работа подготовила учеников к домашнему сочинению. Творческая работа увлекла ребят, многие из них приложили рисунки с изображением аквариумов. Многие учащиеся при описании использовали поэтические образы.
Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.
Создание интеллект-карт при написании всех видов сочинений.
Работа по развитию творческих способностей учащихся
на уроках литературы.
Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.
Например, игра «Читай-город». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» вместо обычной проверочной работы предлагаю эту игру, в которой все может быть, только читать надо внимательно. Как смеялись мы над тем, что корзиной для мусора в Белгородской крепости служила пушка, а арсеналом был обычный чулан.
Другой пример: провожу с детьми такую игру: расставляю разноцветные карточки (до 15-20 оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красную карточку.
-Почему красная?
-Потому что красивая.
-А еще какая?
Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает то, что заложено в ребенке с рождения - способность видеть мир в цвете.
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.
Творческое чтение. Метод творческого чтения текста был предложен Н.И.Кудряшевым. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что я приношу в класс на первом этапе работы по изучению текста. Иногда бывает соблазн все рассказать самой, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.
Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
При изучении пьесы «На дне» можно предложить ученикам подумать над вопросами:
-В чем «правда» Луки? Кому она выгодна?
-В чем «правда» Бубнова? Чью философию напоминает вам она?
Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и др. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.
Часто предлагаю описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»).
-Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба,
аромат ветки сирени.
Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.
Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Например, к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить, заполнили колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; включить в систему работы внеклассную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.