Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) на тему Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? 1 класс УМК Школа России


Тема: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цели: формировать представления об отношениях окружающего мира и слова; учить различать слова – признаки предметов, ставить к словам вопросы, составлять.
УУД: П.: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование. К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р.: сличение способа действия и его результата с заданным эталонном. Л.: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте стихотворение:
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые!
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Есть ли в этом стихотворении слова, отвечающие на вопрос что? (слова)
- Какое слово обозначает действие? (бывают)
- На какой вопрос отвечает это слово? (что делают?)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? что? (предметы)
- Что слова, отвечающие на вопрос что делать? что сделать? (действие предмета)
3. Минутка чистописания.
- Напомните правила посадки во время письма.
- Запишите в рабочей тетради буквосочетания Нн, Оо, Пп, Рр.
- Запишите предложения:
Будь достоин Родины своей.
Слава милой стороне!
Слава русской стороне!
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос какой? (милой, русской)
- На что обозначают указывают эти слова? (признак предмета)
4. Постановка целей и определение темы урока.
- Сравните предложения:
Солнце светит.
Теплое весеннее солнце светит.
- Какой вопрос зададим к словам второго предложения?
- Что вы заметили, когда во второе предложение добавили слова?
- С какими словами будем работать на уроке?
- Сегодня мы начинаем изучать новую тему: «Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос «Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?»
5. Работа по теме урока.
Работа с деформированным предложением:
Прочитайте предложение: Ветер, с, листья, деревьев, срывает.
- Составьте предложение. (Ветер с деревьев срывает листья.)
- Какую картину себе представили?
- О каком времени года говорится?
- Прочитайте слова: золотые, холодный, высокая.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Используя эти слова, подставьте в наше предложение. Окончание слов можно менять.
(Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.)
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
- Так для чего нужны в речи слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Запишите это предложение.
- О чём говорится в предложении? (о ветре)
- Ветер какой?
- Назовите ещё слова – предметы в этом предложении.
- Задайте вопрос: листья (какие?)…, деревья (какие?) … .- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (признак предмета)
- О каком времени года говорится?
- Какие слова нам помогли с уверенностью сказать, что речь в этом предложении идёт о времени года – осень? (золотые, холодные, высокие)
Физкультминутка.
6. Закрепление.
Дополнение словосочетаний:
Арбуз (какой?) …
Капуста (какая?) …
Ягода (какая?) …
Язык (какой?) …
Составление словосочетаний:
Стальная портфель
Старенький погода
Ясная игла
Большое свинка
Морская ведро
- Запишите получившиеся словосочетания, поставьте в словах ударение.
7. Итог.
- С какими словами мы познакомились на уроке?
- Нужны ли такие слова в нашей речи?
- Вам понравился урок?
- Каким он был? Подберите слова – признаки к нашему уроку.