Урок по этике для 8 класса «Земля моя, любимая навек, скажи мне ты: какой я человек?»

Урок по этике для 8 класса «Земля моя, любимая навек, скажи мне ты: какой я человек?» (Расул Гамзатов)
Цель: Способствовать воспитанию у учащихся стремления быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям.
Задачи:
1. Повторить общечеловеческие нормы нравственности.
2. Вспомнить основные нравственные качества человека.
3. Провести рефлексию собственного поведения.

Ход урока

Учитель: Прочитайте тему нашего сегодняшнего занятия (тема записана на доске).
Как вы думаете, по каким качествам можно определить каков человек? (ответы детей)
Ученые Е.Жариков и Е.Крушельницкий в книге «Для тебя и о тебе» отмечают для взрослого человека 10 признаков, по которым определяется, «какой он человек»:
Гражданская позиция.
Профессионализм.
Деловые качества.
Уровень мышления.
Психологические качества.
Этическая грамотность.
Отношение к своему здоровью.
Эстетическая культура.
Активность.
Моральное самосовершенствование.

Примечательно к вашему возрасту мы будем говорить о моральных качествах и воспитанности. Можно считать это подведением итогов самовоспитания и работы по самоконтролю, хотя следует помнить, что моральным самосовершенствованием надо заниматься в течение всей жизни. Помните слова Джами «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»?
Вам предлагается перечень основополагающих моральных качеств. Ответьте откровенно (себе), какие качества у вас утвердились, какие требуют самоконтроля, что вам в себе не нравится, над чем следует основательно поработать, когда вы думаете этим заняться и каким образом? Что вам подсказывает совесть? В итоге вы получите ответ, какой вы человек. Вот перечень определяющих моральных качеств человека: чистая совесть, доброта, трудолюбие, честность, патриотизм.
Каждое из этих понятий включает в себя ряд взаимосвязанных моральных качеств. Вспомним их.
Чистая совесть. В «Словаре по этике» сказано, что «совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед самим собой», «способность человека осознавать нравственное значение своих поступков и переживать это, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их исполнения, осуществлять моральный самоконтроль».
Вы обладаете чистой, чуткой совестью, вы с нею считаетесь? Или она у вас гибкая, с вами не конфликтует – и вы многое прощаете себе, и совесть вас не тревожит? Помните, что совесть – основа нравственности.
Доброта. Вы добрый человек? А можно ли вашу доброту назвать умной? Вы согласны с тем, что «доброта должна быть с кулаками»? А может быть, ваше отношение к обществу и другим людям можно определить как эгоизм? Можете ли вы ради личных интересов, выгоды переступить через страдания другого, исходя из принципа «пусть неудачник плачет»? А как быть с поговоркой «если я только для себя, то зачем я»? Вас это беспокоит? Какое нравственное качество больше всего ценил в человеке гениальный Бетховен? А вы?
Как вы относитесь к этике благоговения перед жизнью Альберта Швейцера? Можете ли вы быть равнодушным к страданию животного, поднимается ли у вас рука убить его в охотничьем азарте?
Откровенный ответ себе самому на эти вопросы поможет вам узнать, какой вы человек и в этом отношении.
Трудолюбие включает в себя добросовестное отношение к труду, старание, усердие. Есть ли у вас потребность и желание трудиться или вы считаете труд лишь принудительной необходимостью, источником обогащения и карьеры? Какое у вас любимое дело, чем вы увлекаетесь? Ответьте себе искренно – и узнаете, какой вы с этой стороны.
Честность – важнейшее требование нравственности – включает в себя такие моральные качества, как правдивость, принципиальность, верность слову и взятым на себя обязательствам, искренность перед собою в определении мотивов своих поступков, признание за другими их законных прав.
А может быть, у вас настолько гибкая совесть, что вы позволяете себе из завести клевету, ложный донос на другого? А как относительно лести, угодничества? Способны ли вы предать друга? Отказаться беспричинно от взятых на себя обязательств, обещаний?
Это «пышный букет» аморальных качеств. Нет ли их ростков в вашей душе? Оцените себя с этой стороны.
Следование заповедям – показатель нравственного здоровья. Назовите заповеди и спросите себя, как вы их исполняете. Откровенная беседа с самим собою по этим вопросам даст вам реальное представление «о себе любимом». Не огорчайтесь, если не очень себе понравились, ведь идеальных людей нет, у каждого свои недостатки, но они в разной степени порицались обществом. Во-вторых, еще есть время поработать над собой. Помните, как Чехов «выдавливал по капле из себя раба», пока в одно прекрасное утро не почувствовал себя человеком?
Патриотизм – «общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию, верность родине, ведущей борьбу с врагами, гордость социальными и культурными достижениями своей страны; уважение к историческому прошлому родиныпривязанность к месту жительства (к городу, деревне, стране)».
Есть ли это все в вас? Проведите самооценку.
Вы ответили себе на вопрос, какой вы в плане моральном, теперь определите степень своей воспитанности.
Можете ли вы назвать себя человеком интеллигентным? Применяете ли в общении правила вежливости и красивых манер или ограничиваетесь теоритическими познаниями в этой области, дожидаясь «лучших времен»?
Как вы ведете себя при разговоре, в соре, как обращаетесь со старшими, умеете ли сдерживать себя или срываетесь до грубости? А как ведете себя дома? Считаете ли правила вежливости и красивых манер для домашнего обихода необязательными?
Стали ли моральные принципы, правила вежливости и красивые манеры вашими убеждениями и привычным способом общения или все это в стадии становления?
Каждый из нас – частица общества. Мы все обязаны подчиняться общепринятым нормам нравственности и вежливости. Соблюдение заповедей и норм этикета позволит вам уважать себя и быть уверенным в уважении со стороны окружающих.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Какой я человек», учитывая перечисленные в ходе урока качества.
15