Внеклассное мероприятие по обществознанию «Час открытых мыслей и споров. Формирование гражданственности и патриотизма в лицее»

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»


Внеклассное мероприятие
по обществознанию

Тема: «Час открытых мыслей и споров.
Формирование гражданственности и патриотизма в лицее»






Разработал преподаватель
Нечепуренко Л.Н.


Новошахтинск
Час открытых мыслей и споров
«Формирование гражданственности и патриотизма в лицее»

Цели: подвести учащихся к пониманию сущности понятий «гражданин», «гражданственность», «патриотизм», рассмотреть способы проявления этих социально-нравственных качеств человека, а также средства и методы их формирования;
Способствовать становлению активной жизненной позиции, воспитанию патриотических качеств у лицеистов.

Методы: «мозговой штурм», работа в группах кооперативного обучения, групповая дискуссия, проектная деятельность.

Оборудование: ватманы, маркеры, слайды мини-лекции, раздаточный материал.

Ход мероприятия

«Мозговой штурм»
Кто такой гражданин?
Задание участникам: Назовите ассоциации, возникающие со словом «гражданин».
При подведении итогов мозгового штурма ведущий выделяет наиболее значимые слова, раскрывающие понятие «гражданин».

Мини-лекция:
Понятие «гражданин»
- Истинный гражданин – это нравственный человек.
- Гражданин – это активная личность.
- Гражданин – это человек, реализующий свои права и свободы и исполняющий обязанности.
- Гражданин – это активный участник в жизни страны.
- Гражданин – это патриот, любящий свою Родину и знающий ее историю.
- Гражданин – тот, кто способен подняться до интересов общества, он умеет не только властвовать, но и подчиняться.
Гражданин – это человек, обладающий политической культурой.

Что такое гражданственность?
Гражданственность – это свойство личности, содержащей в себе социально значимые черты: патриотизм, общественную активность, гуманизм, высокую нравственность.

В чем проявляется патриотизм гражданина?
- Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям;
- Патриотизм проявляется в привязанности к родным местам;
- Патриотизм требует стойкости и мужества в защите Родины;
- Патриотизм проявляется в ежедневном, добросовестном труде, заботе о родных и близких, любви к своей работе, учебному учреждению;
- Патриотизм проявляется в гуманном отношении к окружающим людям;
- Патриотизм – это уважение к символам государства: гербу, флагу и гимну;
- Патриотизм – это соблюдение законов государства, его конституционных основ, демократических принципов.

Групповая дискуссия.
Представители старшего поколения утверждают, что «нынешней молодежи не свойственны патриотизм и гражданственность, она инфантильна, легковесна, готова продать все за деньги. Если бы на нашу страну напал враг сегодня, то ее некому было бы защищать».
Участники делятся на группы по отношению к данному высказыванию:
согласен;
не согласен;
согласен с оговорками.
После группового обсуждения в течение трех минут каждая группа приводит 5 аргументов в защиту своей позиции.
Ведущий делает вывод: Действительно, психология и образ жизни современной молодежи значительно отличается от взглядов на жизнь наших пап, мам, бабушек и дедушек. Но сегодня вы сами привели множество доводов, что ее лучшие представители ничуть не хуже прошлого поколении, а поэтому достойны, называться настоящими гражданами и патриотами России. Гражданственность и патриотизм нужно развивать, начиная с семьи, продолжая в школе, лицее, на предприятии.

Работа в группах кооперативного обучения.
Участники делятся на 4 группы
Задание: Составить проект по одному из направлений формирования гражданственности и патриотизма у лицеистов:
Воспитание уважения к символике России;
Изучение истории своей страны и родного края;
Подготовка юношей к службе в армии;
Формирование активной гражданской позиции.
На плакатах знаком «+» обозначить положительный опыт в лицее по своему вопросу, знаком «-» - недостатки, знаком «++» - что нужно сделать в этом направлении.
Время выполнения работы – 10 минут. Перед выполнением задания распределить роли в группах (руководитель дискуссии, докладчик, хронометрист, секретарь).

По окончании работы над проектами, группы представляют их. Все участники высказывают свои мнения по обсуждаемым вопросам.
Проекты вывешиваются на «Стене гласности» для всеобщего ознакомления и обсуждения.

Энергизатор «Связанные одной нитью».

Основная идея: От каждого из нас зависит судьба Родины.
Когда мы едины, мы – непобедимы!


15