Формирование патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы


Юнусова Р.Ф.
Формирование патриотизма и гражданственности
на уроках русского языка и литературы
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
(К.Д.Ушинский)
В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с воспитанием гражданственности и патриотизма, и важной задачей новой российской школы должно стать воспитание ответственного гражданина. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных предметов.
Большим воспитательным фактором является пример учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением, патриота и гражданина России, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. При этом огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: дети устно и письменно отвечают на вопросы учителя, строя предложения заданной конструкции, употребляя опорные слова и словосочетания; пишут сочинения-миниатюры по личным впечатлениям и наблюдениям за природой, жизнью и деятельностью людей, сочинения-рассуждения, предполагающие оценку лица, факта, события в результате сопоставления и анализа их, сочинения по картинам; подбирают эпиграфы к данному тексту, выбирают из нескольких предложенных учителем наиболее подходящий эпиграф и др.
Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют и русские пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку.
«Прилагательные полные и краткие» (5 класс):
– Всякому мила своя сторона; Русский в словах горд, в делах твёрд;  Плоха та птица, которая гнездо своё марает.
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс) 
– Нет в мире краше Родины нашей; Любовь к Родине сильнее смерти; Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый; На чужой стороне Родина милей вдвойне.
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 касс.) 
- Жить — родине служить; Дружно за мир стоять — войне не бывать; Волга – всем рекам мать; Чужбина – калина, Родина – мать; Храбрость – сестра победы.В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных предложений «Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и др.  Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами.
Особое место в формировании патриотических чувств и гражданского сознания учащихся занимает учебный предмет «Литература», так как каждый урок этого предмета воспитывает чувство гордости за свою страну, где жили и творили такие замечательные писатели, как: Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Бунин И.А., Тургенев И.С. Литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь к Родине, к созидательному труду, чувство гражданского долга.
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. Лермонтов создал монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года. « Прочитайте слова, отражающие героизм русских солдат. Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему? Какое значение имеет слово отдали в контексте стихотворения?»
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А.Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. Крылов И.А. дал замечательный по выразительности образ Кутузова в виде старика - ловчего, здравый народный смысл которого не позволяет вступать в переговоры с лицемерным хищником. Учитель подводит детей к морали басни, что всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках используются следующие виды работ: исследовательская работа с текстом, анализ эпизодов, определение мотивов поступков героев, сопоставительная характеристика Троекурова и Дубровского, беседа, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения. В ходе работы дети выявляют центральную проблему романа, проявляющейся в столкновении независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, всевластие; духовной преемственности отца и сына Дубровских; причины неспособности героя, наделённого лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом.
Повесть  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение о беспримерном мужестве народа, проявленном им в годы тяжёлых испытаний, о подвиге, совершённом народом во славу своей отчизны. Ученики воссоздают картину эпохи, изображённой в повести; выявляют качества характера героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление; значение образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Определяющая черта личности В.Г.Короленко – стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду». В ходе работы над произведением «В дурном обществе» учитель подводит учащихся к художественной идеи повести – утверждение необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от их общественного и имущественного положения. Понимание, чуткость, сострадание, стремление делать добро должны быть в основе законов, по которым живёт человеческое общество.
В поэме «Полтава» А.С.Пушкин объединил несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху. Это – и судьба Русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильными противниками; и тема многонациональности Русского государства, исторической закономерности объединения в нём разных наций и прочности их связи с русским народом и государством (эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре поэмы образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России); и тема человека, раздавленного колесом истории (преодолев и религиозные препятствия, и проклятия родителей, и позор в глазах общества, Мария завоёвывает себе счастье, но становится жертвой страшных исторических событий).
В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Л.Н.Толстой высказал своё мнение о русском солдате, восхищён скромностью, искренностью, мужеством простого солдата. Народ – главный герой севастопольской эпопеи и главный герой первого севастопольского рассказа Толстого. Причина стойкости духа защитников города – любовь к родине. Идея народного патриотизма звучит с огромной силой. Толстой считал, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Поэтому в основе Рассказа «После бала» лежит идея единства нравственной и социальной справедливости.
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных предложений «Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и др. Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в замечательном рассказе  М.А. Шолохова «Судьба человека» . Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
На уроках с учениками рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм, а что – ложный. Также пытаемся осмыслить события Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На примере художественных и музыкальных произведений пробуем понять, что помогло русскому солдату победить в этой страшной войне, и какова цена этой Победы. В этом помогают произведения А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова, В.Быкова, Б.Васильева, В.Г.Распутина, К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Кондратьева и др.произведения, поднимающие тему войны, Отечества. Именно они придают урокам особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Таким образом, мы ещё раз убедились, что огромное значение в гражданско-патриотическом воспитании имеют русский язык и литература. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.