Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории.


Жаркова Н.А.
Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории.
«Лучшее средство привить детям
любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов»
Ш. Монтескье.Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей.В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.
Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих историю своей страны.
Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине. 
История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне.
Я, как учитель истории, стараюсь как можно чаще проводить Уроки Мужества, уроки Памяти, посвященные памятным датам истории нашей страны. Это такие мероприятия, как « Февраль, февраль, солдатский месяц», «Огненная Дуга», «Блокадный Ленинград», «Память пылающих лет», урок Памяти к 70 – летию Сталинградской битвы.
А какой замечательный праздник - памяти прошел в школе посвященный детям войны. Праздник со слезами на глазах! Дети, прошедшие войну, помнят события тех лет до мельчайших подробностей. Война навсегда осталась в их жизни, в их памяти такой, какую они запомнили в детстве. И напрасно утверждают те, кто считает, что лишний раз не нужно приглашать ветеранов войны и тыла, бередить их раны. Я считаю, нужно, всем живущим сегодня, взрослым и школьникам; нужно и самим ветеранам войны и тыла. Им хочется поделиться тем, что пережили во время войны, пожелать сегодняшней молодежи делать все, чтобы сберечь мир.
На классных часах знакомлю учащихся с важнейшими историческими событиями, памятными датами в Отечественной истории, например: «Первопроходец космоса», « Последний реформатор о П.А. Столыпине», «Юные герои войны», государственными праздниками и ихисторией.
К каждому важному событию выпускаю вместе с учениками стенгазеты. Эти газеты находятся у меня в кабинете истории, поэтому с удовольствием смотрю, как дети читают и новые и старые газеты.
В феврале в школе проходит месячник патриотического воспитания, куда обязательно входят викторины, выставки рисунков, конкурсы чтецов. Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. Причины этого понятны. Но одно обстоятельство и очень существенное, на мой взгляд, хотелось бы выделить.
Меня всегда интересует вопрос, какие события прошлых лет наиболее значимы для современной молодежи? Преобладают следующие ответы: рост терроризма; войны современности; события Великой Отечественной войны. На вопрос: « О каких событиях вы знаете меньше всего?» - ответ один: о событиях Великой Отечественной войны. Почему так происходит? А дело в том, что на изучение темы « Великая Отечественная война» в учебниках по истории 9 и 11 классов отводится по 4 – 5 уроков всего. Школьники в настоящее время очень мало знают о героях войны, потому что мало читают, практически не смотрят художественные фильмы о войне. А многие передачи на ТВ вообще извращают исторические факты. Из учебников по истории исчезли примеры героических подвигов, совершенных в годы войны. Из школьного курса литературы вычеркнули замечательное произведение А. Фадеева «Молодая гвардия», но включили «Котлован» А. Платонова, который достаточно сложен для детского пытливого ума.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - единственное крупное событие истории России XX века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах и раскрытии его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза. Перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит Родину. Но любовь - чувство личное и трудно контролируемое. Сколько бы мы - учителя, классные руководители - не проводили мероприятий, мы не может утверждать, что наши воспитанники уже любят Родину. Можно ли вообще воспитывать любовь?
Все меньше и меньше с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны. В нашем селе последний ветеран умер два года назад.Но это не означает, что со смертью последнего ветерана умирает и память о людях, кто защитил нашу страну от фашистской чумы.
Время неумолимо идет вперед, меняются ценности в обществе, но патриотизм должен воспитываться, прежде всего, в семье.
В течение многих лет я занимаюсь исследовательской и проектной работой с детьми. Это еще один путь формирования гражданственности и патриотизма среди учащихся. В прошлом году я предложила шестикласснику, поговорить с родителями, дедушкой и написать проектную работу о прадеде, которого призвали на фронт в первые дни войны, но он, попав в окружение, оказался в плену. Оказалось, что правнук даже не знает об этом. И каково же было его удивление, что я знаю о его прадедушке больше, чем его мама, его родная внучка.
Не менее важную роль в воспитании гражданственности играет историческая память. В нашей школе создан музей « Русская изба», где я являюсь руководителем. Музей постоянно задействован в учебно - воспитательном процессе. Здесь проходят уроки, экскурсии, ребята знакомятся с домашней утварью наших прабабушек, здесь находится Книга Памяти, куда собраны воспоминания наших ветеранов войны. Музейные экспонаты тоже не пылятся на стендах, их активно используют в своей работе учителя - предметники при проведении внеклассных мероприятий.
Много нового могут взять для себя дети из экскурсий – поездок. В 2012-13 году, мы дважды выезжали за пределы Мордовии: в Казань и Волгоград. Посетили Санаксарский монастырь, Темников, Болдино, Тарханы, музеи Саранска.
Никто не забыт, ничто не забыто... Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесенные человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы.
Вот почему необходимы такие мероприятия, которые могли бы затронуть сокровенные чувства в сердцах сверстников, высветлить в их душевном мире гуманистическое отношение к святым понятиям: патриотизм, любовь к Родине, своему городу, семье. Так что же необходимо для того, чтобы новое поколение не утратило в памяти ни один подвиг, ни одно имя героя, которые отстояли мир и оставили потомкам ясное небо над головой?
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Духовно воспитать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощённом проблемами рыночных отношений, политических противоречий разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведёт к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи образования, должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, какими являются гражданственность и патриотизм. 
История показывает, что наша страна не однажды попадала в катаклизмы, но каждый раз возрождалась, благодаря тому, что сохраняла душу народную. Все народы мира воспитывают у детей национальное самосознание и национальное достоинство, любовь к родине, уважение к своей истории, литературе, культуре. Мы не исключение..Чтобы у человека что-либо хорошо получилось, он должен много и усердно трудиться. В патриотическом воспитании все наоборот: если хочешь, чтобы получилось, не надо слишком стараться делать это хорошо. Любовь к Родине, человеку, Богу - очень интимная тема, чтобы действовать напрямик. Воспоминательными компаниями таких «дров наломать» можно, и все из лучших побуждений. И самые высокие идеалы могут вызвать справедливый протест у наших воспитанников.