Рабочая программа для глубоко умственно отсталых детей по предмету «Человек», 9 класс.


Рабочая программа
по предмету «Человек»
9 класс.

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов 2010 года под редакцией В.В. Воронковой, Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., программы «Особый ребёнок», разработанной Пермским областным (региональным) институтом повышения квалификации работников образования в 2004 году и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа направлена на формирование у глубоко умственно отсталых учащихся доступных знаний об организме человека и охране его здоровья. Данная программа предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач по следующим направлениям:
Организм человека и его части и функции;
Органы чувств;
Гигиена;
Охрана здоровья.
Целью обучения является овладение теоретическими сведениями и привитие практических умений и навыков, необходимых для социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа предполагает дать элементарные знания об организме человека, его частях, скелете, осанке, мышцах и их значении, о значении физического труда и физкультуры; об органах пищеварения; о зубах и уходе за ними; о пище и гигиене питания; об органах дыхания и кровообращения; о сердце и его тренировке; о нервной системе, органах выделения и органах чувств. Учащиеся знакомятся с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельн6ости организма. Детям сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение и употребление спиртных напитков. Интеллектуальные возможности глубоко умственно отсталых учащихся и практическая направленность программного материала обуславливают широкое применение наглядных методов и средств обучения, а также формирование умений и навыков в ходе практических действий. С учетом психофизических особенностей учащихся даётся небольшой объем знаний, а материал неоднократно повторяется и закрепляется.
Тематическое планирование .№ раздел № урока Тема урока Кол.
Час. Дата Виды работы
1 четверть.
( 17ч.)
1 Человек - представитель живой природы. 1 Беседа, работа с учебником, просмотр презентации «Человек- часть живой природы».
1 Организм человека.
(6 часов.) 2. Единство живой природы планеты: растений, животных, людей. 1 Просмотр презентации «Человек и природа», беседа, работа с учебником.
3. Охрана природы – охрана здоровья человека. 1 Просмотр презентации «Охрана окружающей среды»,работа с учебником, беседа.
4. Медицинская и врачебная помощь в поликлинике и стационаре. 1 Беседа, рассматривание иллюстраций.
5. Виды и формы лечения: лекарственная терапия – таблетки, порошки, капсулы, растворы, микстуры, инъекции .1 Экскурсия в аптеку.
6. Системы органов. Организм. 1 Просмотр презентации «Системы органов человека». Работа с учебником, таблицей.
2 Опора и движение.
(8 часов) 7
8 Опорно-двигательная система. Скелет человека.
Мышцы, кости и суставы. 1
1 Просмотр презентации «Скелет человека» , работа с учебником.
9 Первая помощь при растяжении, связок, вывихах. 1 Беседа, просмотр презентации «Первая помощь при травмах».
10 Первая помощь при переломах костей. 1 Беседа, просмотр презентации «Первая помощь при травмах».
11 Осанка и здоровье человека. 1
Работа с учебником, плакатом «Сиди правильно!», просмотр презентации «Сказка про Алёнушку».
12. Предупреждение искривления позвоночника. 1 Работа с учебником, разучивание комплекса упражнений.
13. Предупреждение плоскостопия. 1 Работа с учебником, разучивание специальных упражнений, укрепляющих стопу.
14. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 1 Беседа, разучивание комплекса утренней гимнастики.
3 Кровь. Кровообращение.
(7 часов) 15. Кровообращение. Значение крови. 1 Просмотр презентации «Кровеносная система человека», беседа, работа с учебником.
16.
17 Органы кровообращения. Работа сердца.
2
Просмотр презентации «Органы кровообращения», работа с учебником.
2 четверть
(14 часов.) 1
Кровеносные сосуды. 2 Работа с учебником, с таблицей.
2 Первая помощь при кровотечениях. 1 Практическая работа, работа с учебником.
3 Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. 1 Беседа, работа с учебником, просмотр презентации «Если хочешь быть здоров».
4 Вредное влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды. 1 Просмотр презентации «Курение и здоровье», работа с учебником.
Дыхание.
(5 часов) 5 Органы дыхания. Значение дыхания. 1 Беседа, работа с учебником. Просмотр презентации «Органы дыхания».
6 Болезни, передающиеся через воздух. 1 Беседа. Просмотр презентации «Правила поведения осенью».
7 Вредное влияние курения на органы дыхания человека. 1 Беседа, работа с учебником. Просмотр презентации «Уроки здоровья».
8 Гигиена дыхания. 1 Беседа, разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Просмотр презентации «Дыхание».
9 Охрана воздушной среды. 1 Беседа.
Пищеварение.
10 Значение и состав пищи. 1 Беседа. Работа с учебником. Просмотр презентации «Здоровье и питание».
11 Органы пищеварения. 1 Работа с учебником. Просмотр презентации «Органы пищеварения».
12 Значение зубов. 1 Беседа. Просмотр клипа «Песенка сладкоежки».
13 Уход за зубами. 1 Просмотр презентации «Уход за зубами», беседа.
14
Пищеварение в ротовой полости. 1
Работа с учебником, беседа.
3 четверть (18 часов) 1 Гигиена питания. 1 Беседа. Просмотр презентации « Как Илюша животик кормил»
2 Витамины и их значение. 1 Работа с учебником. Просмотр презентации «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
3 Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. 1 Беседа. Работа с учебником. Просмотр презентации « Приключения Гряземира»
4 Предупреждение глистных заболеваний. 1 Беседа, просмотр презентации «Черви- паразиты».
5 Предупреждение пищевых отравлений. 1 Беседа, составление памятки.
6 Вредное влияние курения и алкоголя на органы пищеварения. 1 Беседа, просмотр презентации «Влияние алкоголя и курения на здоровье человека».
Выделение.
(2 часа) 7 Органы выделения. Значение почек. 1 Работа с учебником.
8 Предупреждение почечных заболеваний. 1 Беседа, составление памятки.
Кожа.
(8 часов) 9 Кожа и её значение. 1 Беседа, работа с учебником. Просмотр презентации «Кожа- наша природная одежда».
10 Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. 1 Беседа, составление памятки.
11 Первая помощь при ожогах. 1 Беседа, составление памятки
12 Первая помощь при обморожении. 1 Беседа, составление памятки
13 Закаливание организма человека. 1 Работа с учебником, составление памятки.
14 Гигиена кожи. 1 Беседа, составление памятки.
15 Гигиена ногтей и волос. 1 Беседа, составление памятки.
16 Гигиена одежды и обуви. 1 Беседа, работа с учебником.
Нервная система.
(5 часов) 17 Значение нервной системы. 1 Беседа, работа с учебником.
18 Головной мозг. Его значение. 1 Работа с учебником, работа с рисунками из учебника.
4 четверть.
(17 часов) 1 Режим дня. 1 Беседа, составление режима дня школьника.
2 Сон и его значение. 1 Беседа, работа с учебником, просмотр презентации «Зачем мы спим»
3 Влияние курения и алкоголя на нервную систему. 1 Беседа, просмотр презентации «Вредные привычки»
Органы чувств.
(5 часов) 4 Значение органов чувств. 1 Работа с учебником. Просмотр презентации «Органы чувств»
5 Орган зрения. Гигиена зрения. 1 Беседа. Разучивание комплекса упражнений для глаз.
6 Первая помощь при повреждении глаз. 1 Беседа, работа с учебником.
7 Орган слуха. Гигиена слуха. 1 Беседа, работа с учебником.
8 Органы осязания, обоняния, вкуса. 1 Беседа, работа с учебником.
Охрана здоровья.
(9 часов) 9 Признаки болезни. 1 Беседа.
10 Инфекционные заболевания. 1 Беседа.
11 Травмы головы. 1 Беседа, составление памятки
« Как избежать травм головы»
12 Больное горло. 1 Беседа.
13 Боли в животе. 1 Беседа.
14 Кишечные расстройства. 1 Беседа, составление памятки.
15 Родимые пятна, родинки и бородавки. 1 Беседа.
16 Серная пробка в ушах. 1 Беседа.
17 Экскурсия в поликлинику. 1 Беседа. Экскурсия.
Требования к уровню подготовки обучающихся .Учитывая индивидуальные особенности , обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать/понимать:
свои фамилию, имя, отчество;
органы чувств, гигиенический уход за ними;
строение ротовой полости, как ухаживать за зубами;
строение, функции скелета;
органы пищеварения, дыхания, кровообращения;
гигиену утреннего и вечернего туалета;
элементарные средства первой медицинской помощи;
правила поведения во время болезни;
влияние алкоголя и курения на организм человека.
Учебно - методическое обеспечение
Романов И.В. Биология. Человек. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных ) школ VIII вида / И.В. Романов, И.Б.Агафонова.- М.: Дрофа, 2008.-285 с.
Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека. Просвещение. Москва 1985
Ткани
Скелет
Мышцы и скелет
Череп
Сердце
Сердце, значение тренировок
Кровообращение
Схема кровообращения
Сердце и кровеносные сосуды
Нервная система
Схема строения нервной системы
Спинной мозг
Нервы
Головной мозг
Органы дыхания
Гортань и полость рта
Пищеварение
Зубы
Витамины
Калорийность и состав пищевых продуктов
Кожа
Орган обоняния и вкуса
Орган зрения
Орган слуха
Органы выделения
Макет головного мозга человека.
Тонометр
Микроскоп
Оборудование для опытов
Сенсорный экран
Мультимедийный проектор

Список литературы.
1.М. Яношовова Семейные торжества. Братислава «Обзор», 1985.
2. Р.П. Кенгиз. Домашнее приготовление. Москва. Пищевая промышленность, 1967.
3. Карлова М.И. Уход за кожей  лица. СПб. Кроонпресс, 1991.