Статья для родителей: Адаптационный период первоклассников: задачи психологической адаптации и рекомендации


Статья для школьного журнала, рубрика «Школьный психолог»
Адаптационный период
Материал подготовила психолог-педагог Косарева Е.Н
Первый раз в первый класс.
Психологические задачи адаптации первоклассников.
Поступление в школу важный и значимый момент в жизни каждого ребенка, да и всей семьи в целом. «Я первоклассник, я школьник»- эти слова формируют у ребенка новое отношение к себе, к своим обязанностям, успехам и неудачам, он начинает осваивать новую социальную роль. Иначе начинают относиться к ребенку и родители, школьные дела детей становятся одним из главных источников забот и тревог. Поступая в школу, ребенок сталкивается с большим количеством норм и правил школьной жизни, к нему предъявляются новые требования, появляются обязанности и ограничения, как со стороны учителей, так и родителей. Меняется отношение ребенка по отношению к себе и со стороны окружающих его людей, изменяется его деятельность. Основным занятием нового возрастного этапа становится учебная деятельность, в которой происходит формирование всех новообразований возрастного периода. Учеба - это труд, и она требует настойчивости, упорства, стараний, усилий, и достижения определенного результата. Задача начального этапа обучения - научиться учиться.
Освоение учебной деятельности, включение в новую социальную среду-выстраивание отношений с учителями, одноклассниками, персоналом школы - является важной задачей обучения и требует от ребенка более высокой способности к управлению своим поведением, контролю эмоций, качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
В нашей школе разработаны программы преемственности для перехода на новый этап обучения. Мероприятия, проводимые в рамках данных программ, позволяют разработать направления для психолого-педагогической работы и создать оптимальные условия для адаптации с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Психологическая служба школы «Эрудит» ставит своей задачей помочь детям в решении эмоциональных, личностных и поведенческих проблем, создать условия для развития их творческого потенциала, самореализации, самоэффективности.
В первом классе важным этапом работы по адаптации является работа с детскими коллективами. Известно, что от того как сложатся отношения каждого ребенка с одноклассниками зависит дальнейшее обучение и отношение к школе. В результате совместной игровой деятельности детей решаются важные социально-психологические задачи, которые позволяют облегчить процесс адаптации: развитие воображения и творческого мышления; развитие целеполагания и планирования, выражение собственных переживаний и чувств; развитие навыков эффективного общения и межличностного взаимодействия. В ходе работы каждый ребенок получает возможность раскрыть свой потенциал, показать свои способности и таланты, развить свои сильные качества.
Советы второклассников первоклассникам.
Сами дети часто знают и говорят о том, что им необходимо делать для того чтобы эффективно учиться и преодолевать трудности. На уроках психологии, ученики вторых классов разработали рекомендации для первоклассников:
Внимательно и хорошо слушать учителя на уроке.
Не перебивать учителя.
Учиться и дополнительно читать дома.
Учить сказки, стихи, тренировать память.
Всегда делать уроки.
Следить за своими вещами.
Заниматься дополнительно дома тем, что не получается в школе, тренироваться.
Тренировать ум.
Дополнительно заниматься дома математикой.
Делать зарядку по утрам, закаляться.
Хорошо дружить: быть добрым, не драться.
Чтобы не скучать по маме и папе нужно иметь при себе их фотографию и думать о том, что время уроков пройдет и дети вернутся домой к родителям.
Выполняя задание необходимо успокоиться, и сосредоточится на результате.
Рекомендации родителям.
Школьная адаптация представляет собой процесс активного приспособления к изменившимся условиям жизни ребенка. Прошли первые месяцы обучения в школе, дети уже усвоили организационные правила, во многом адаптировались к режиму, и на первый план начинают выходить трудности связанные с учебной деятельностью, успеваемостью, мотивацией. Чем могут помочь родители детям?
Отношение родителей к школьным успехам и неудачам детей во многом определяет отношение ребёнка к себе, к своим успехам и неудачам, формирует самооценку. Видя и слыша недовольство родителей по отношению к своим проблемам, ребенок перестает верить в свои возможности, силы, перестает верить в себя. Помните, что не стоит сравнивать результаты ребенка с результатами других детей, не ругайте за неуспехи, не требуйте быстрых и успешных результатов. Внимательнее смотрите что получатся, а что нет у вашего первоклассника, хвалите за то, что получается, помогайте в том, что не получается, но не выполняйте за ребенка школьные задания. Ваше спокойное отношение к трудностям, возникающим при выполнении заданий, позитивный настрой, помощь и поддержка является моделью поведения для ребенка в ситуации преодоления проблем. Будьте терпеливы! Способности и возможности ребенка развиваются, и затруднения в первом классе не являются определяющими для дальнейшего школьного обучения. Важно вовремя и правильно оценить причины неудач и правильно отнестись к ним, обратившись к педагогам, психологу, логопеду школы.
Стремление ребенка учиться, надо поддерживать и развивать. Как это делать? Главное научить ребенка трудиться. У ребенка должны появиться свои обязанности, за которые он должен отвечать сам, например, убирать свои игрушки, помогать прибраться в комнате, навести порядок на рабочем столе. Обязанности могут быть несложными, важно чтобы появилась ответственность за них и умение оценивать результат своих действий. Так воспитываются аккуратность, настойчивость и трудолюбие необходимые всем школьникам.
Познавательное развитие ребенка - непременное условие успешной учебы и мотивации, поэтому создавайте условия для поддержания любознательности ребенка в игре, совместной деятельности, чтении, развивайте желание ребенка узнать как можно больше. Помните, что игра не теряет своего значения на всем периоде детства, разрешайте ребенку играть, играйте вместе с ним. В играх ребенок обучается следованию правилам, сотрудничеству, принятию успеха и неудачи, эмоциональному контролю. Поощряйте сюжетно-ролевые игры в школу, попробуйте побывать в роли «ученика».
Школьная жизнь ребенка изменяет режим и весь уклад жизни, организуйте правильно жизнь маленького школьника. Совместно с ребенком составьте новый режим дня, распределив время для учебы, прогулок и игровой деятельности. Структурированное расписание дня позволяет ребенку в дальнейшем овладевать навыками организации собственной учебной деятельности. Соблюдайте режим в будни, выходные и на каникулах. Не перегружайте дополнительными нагрузками, после учебного дня ребенку нужен отдых.