Рабочая программа по математике для 1 класса глубоко умственно отсталых учащихся


Математика.
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по математике для 1 класса глубоко умственно отсталых детей составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, регионального базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» города Дзержинска Нижегородской области на 2015-2016 учебный год.
Согласно календарному учебному плану, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
У детей с глубокой умственной отсталостью трудно формируется понятия числа, они с трудом овладевают конкретным счетом.
Уроки математики проводятся на практически наглядной основе. Широко используются пособия для фронтальной и индивидуальной работы.
Задачи уроков математики:
- развитие у учащихся интереса к занятиям по счету;
- выработка умений слушать учителя и выполнять задания;
- развитие образного мышления, зрительного восприятия;
- освоение основ работы со счетным материалом, сравнения совокупностей предметов, объектов;
- ознакомление со свойствами предметов, временными представлениями, геометрическими формами, пространственными положениями предметов.
У учащихся с глубокой умственной отсталостью  неразвита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения),имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач – все это составляет трудность для глубоко умственно отсталых учащихся.Поэтому важноне только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
В основу программы по математике положен принцип подготовки детей к овладению профессиональными знаниями и умениями путем использования математических знаний в повседневной жизни.
Задачи педагога:
-дать учащимся  в доступной форме количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности, в обыденной жизни;
-повышать уровень общего развития глубоко умственно отсталых учащихся, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память;
-воспитывать работоспособность,  терпение, целенаправленность, настойчивость,  самостоятельность,   трудолюбие, доводить начатое до конца, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени.Календарно- тематическое планирование.
№ Раздел № п/пТема Количество часов Дата КоррекцияВид работы
1 четверть. (27 часов) 1 Пропедефтический период 1 Понятия «много»- «мало». 1 Сравнение предметных множеств; называние сходств и различий в предметных множествах;
использование приёма наложения и приложения при образовании дочисловых множеств.  
2 Размеры предметов: большой, маленький, одинаковый. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
3 Сравнение предметов: больше, меньше, одинаковые. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
4 Размеры предметов: длинный, короткий, одинаковые. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
5
6 Сравнение длин двух предметов с помощью третьего (измерение длинны). Длиннее, короче, одинаковые. 2 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
7  Размеры предметов: высокий, низкий, одинаковые. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
8 Сравнение предметов: выше, ниже, одинаковые. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
9
10 Сравнение высот двух предметов с помощью третьего. 2 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
11
12
13 Сравнение предметов: шире, уже, одинаковые. 3 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
14 Размеры предметов: толстый, тонкий, одинаковые. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.
15
16 Знакомство с геометрическим материалом. Круг. 2 Отбор по образу и по названию в играх и упражнениях.
17 Повторение. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем.Сравнение предметных множеств
18 Обобщающий урок. 1 Сравнение предметов по заданной величине, нахождение предмета, названного учителем. Отбор по образу и по названию в играх и упражнениях заданной геометрической фигуры (круг).
2 Понятие о количестве. 19 Сравнение групп предметов по количеству: много, мало, столько же. 1 Сравнивать предметных множеств; называние сходств и различий в предметных множествах;
формирование умения  понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств.  
20 Сравнение групп предметов по количеству: один, больше, меньше, поровну. 1 Сравнивать предметных множеств; называние сходств и различий в предметных множествах;
формирование умения  понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств.  
21 Закрепление пройденного материала. 1 Сравнивать предметных множеств; называние сходств и различий в предметных множествах;
формирование умения  понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств.  
3 Пространственные представления. 22
23 Положение предметов в пространстве:  впереди – позади. 2 Накладывание и прикладывание предметов в направлении слева направо, соблюдая интервалы. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
24
25 Справа – слева. 2 Накладывание и прикладывание предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
26 Сравнение положения предметов в пространстве: верхний – нижний. 1 Накладывание и прикладывание предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
27 Положение предметов в пространстве:правый – левый. 1 Накладывание и прикладывание предметов в направлении слева направо, соблюдая интервалы. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
2 четверть. (22 часа) 1 Положение предметов в пространстве: рядом, около, между, за. 1 Накладывание и прикладывание предметов. Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
2 Положение предметов в пространстве: дальше, ближе. 1 Работа с опорой на наглядность. Наблюдение за действиями с предметами.
3 Положение предметов в пространстве: вверху, внизу. 1 Работа с опорой на наглядность. Наблюдение за действиями с предметами.
4 Положение предметов в пространстве: выше, ниже. 1 Работа с опорой на наглядность. Наблюдение за действиями с предметами.
5 Положение предметов в пространстве: вперед, назад. 1 Работа с опорой на наглядность. Наблюдение за действиями с предметами. Выполнение действий по словесной инструкции.
6 Закрепление изученного материала. 1 Накладывание и прикладываниепредметов. .Наблюдение за действиями с предметами. Выполнение действий по словесной инструкции.
4 Соотнесение предметов по количеству. 7 Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному путём наложения и приложения). 1 Соотнесение предметов по количеству путем наложения и приложения в пределах 3, сравнение предметных множеств.
8 Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы. 1 Соотнесение предметов по количеству путем наложения и приложения в пределах 3, сравнение предметных множеств, выполнение действий по словесной инструкции.
9 Закрепление изученного материала. 1 Соотнесение предметов по количеству путем наложения и приложения в пределах 3, сравнение предметных множеств, выполнение действий по словесной инструкции.
5 Понятие веса. 10
11 Сравнение предметов по тяжести (весу): Тяжёлый, лёгкий. 2 Сравнение предметов по весу.
12
13 Повторение изученногоматериала.
2 Соотнесение предметов по количеству путем наложения и приложения в пределах 3, сравнение предметных множеств, выполнение действий по словесной инструкции. Сравнение предметов по весу.
6 Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания. 14
15 Понятие: было, осталось. 2 Работа с раздаточным материалом с опорой на наглядность.
16
17 Понятие: стало, вместе. 2 Работа с раздаточным материалом с опорой на наглядность
18
19 Понятие: прибавить, отнять. 2 Работа с раздаточным материалом с опорой на наглядность
20
21
22 Знакомство с геометрическим материалом. Квадрат. 3 Отбор по образу и по названию в играх и упражнениях.
3 четверть. (27 часов) 7 Числа 1-3. 1 Число и цифра 1 1 Работа с раздаточным материалом. Лепка цифры. Тренировочные упражнения.
2
3 Число и цифра 2 2 Работа с раздаточным материалом. Лепка цифры. Тренировочные упражнения.
4
5 Состав числа 2. 2 Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
6
7
8 Числовая лесенка и числовой ряд 1,2. 3 Тренировочные упражнения.
9
10
11 Число и цифра 3 3 Работа с раздаточным материалом. Лепка цифры.
12
13
14
15
16 Состав числа 3 из двух слагаемых. 5 Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
17
18
19 Числовая лесенка и числовой ряд 1,2,3. 3 Тренировочные упражнения.
20
21
22
23
2224 Сложение (знак сложения) чисел в пределах 3 на конкретном материале. 6 Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
25 Знакомство с геометрическим материалом. Треугольник. 2 Отбор по образу и по названию в играх и упражнениях.
26
27 Закрепление изученного материала 2 Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
4 четверть.( 24 часа) 1
2
3 Счёт прямой и обратный в пределах 3. 3 Дидактические игры «Вставь нужное число», «Помоги белочке», «Собери бусы», «Возьмем – не возьмем».Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
4
5
6 Вычитание (знак вычитания) чисел в пределах 3 на конкретном материале. 3 Дидактические игры «Что где находится», «Составление разрезных картинок», «Где больше предметов», «Один - много».Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
7
8
9 Распознавание мер стоимости
 в пределах 3. 3 Дидактические игры «Магазин», «Аптека», «Почта».».Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
10
11
12 Решение примеров в пределах 3. 3 Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения.
13
14
15 Составление задач на сложение по практическим действиям. 3 Составление и решение задач по практическим действиям.
16
17
18 Составление задач на вычитание по практическим действиям. 3 Составление и решение задач по практическим действиям.
19
20
21 Повторение геометрического материала (круг, треугольник). 3 Отбор по образу и по названию в играх и упражнениях.
22
23
24 Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками.
Закрепление пройденного материала
. 1
1
1 Тренировочные упражнения.
Требования к уровню подготовки
учащихся.
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
-дифференцировать предметы по длине, высоте;
- выделять  предметы по величине;
-понятия « широкий», «узкий», «шире», «уже»;
-понятия «толстый», «тонкий», «толще-тоньше»
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга, слова, их обозначающие;
-определять количество: много – мало, больше – меньше, одинаковое количество;
-геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник.
- цифры в пределах 5,; состав чисел 2, 3 из двух слагаемых;
- названия знаков арифметических действий: + и -.Уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе или весу «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
- сравнивать количество предметов «на глаз»: мало, много;
- называть величину предметов: большой, маленький;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение по показу и образцу: вверх, вниз, влево, вправо, в стороны;
- устанавливать и называть порядок следования предметов: в начале, в конце, первый, последний;
- узнавать и классифицировать геометрические фигуры;
- определять форму знакомых предметов;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2 – 3 предметов без пересчитывания.