Технологическая карта внеурочного занятия Лекарственные растения Кемеровской области (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №44»
Проект «Лекарственные растения Кемеровской области»
(внеурочное занятие в 3-м классе «Животный и растительный мир нашего края»)
Составила: Попова Олеся Викторовна
учитель начальных классов
2014
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет Внеурочное занятие
Класс 3
Тип занятия Комбинированный
Технология построения занятия Технология проектной деятельности
Тема занятия Проект «Лекарственные растения Кемеровской области»
Цель занятия Знакомство учащихся с лекарственными растениями Кемеровской области, создание и защита проекта
Оборудование Проектор, презентация к уроку, иллюстрации растений, фломастеры, клей, ножницы, листы с мини-проектом для каждой группы, задания для работы в группах, цветок с заданиями на лепестках
Планируемый результат
Предметные умения
- находить информацию в тексте;
- определять лекарственные свойства растения;
- определять способы применения растения.
Личностные УУД:
- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
- выказывать свое отношение к природе.
Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему, цель, гипотезу проекта на занятии; - работать по алгоритму; - оценивать результаты своей деятельности; - корректировать выполнение задания.
Познавательные УУД:
- подведение под понятие;
- ориентироваться в литературных источниках;
- предполагать тему занятия; - выбирать необходимую информацию из текста, анализировать ее и оформлять в таблицу; - анализировать познавательный материал; - самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- слушать, договариваться с одноклассниками;
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли и мнение группы;
- высказывать свою точку зрения;
- сотрудничать в группе.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Книгопечатная продукция (на выставке):
Технические средства обучения: компьютер, медиапроекторДидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный момент. Эмоционально настроить на занятие.
Актуализация знаний. Активизировать имеющиеся знания, побуждение интереса к теме.
Работа над проектом. Формулировать тему, цель, гипотезу мини-проекта. Работать с содержанием текста (маркировка, анализировать содержание, заполнять таблицу мини-проекта).
Защита мини-проекта. Грамотно провести защиту проекта.
Итог занятия. Обобщить знания, обратить внимание на бережное отношение к природе.
Рефлексия. Провести самооценку деятельности учащихся.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия Содержание занятия Деятельность
учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Я пришла сегодня к вам,
Принесла заданья вам.
Постарайтесь все понять,
Все запомнить, рассказать.
Постарайтесь, не ленитесь,
А сначала – улыбнитесь!
Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.
Слушают, улыбаются друг другу.
К: слушать и понимать других.
2.Актуализация знаний
Ребята, у меня для вас сюрприз. Это волшебный цветок, на лепестках которого интересные задания.
Посовещайтесь в своих группах и договоритесь, кто из вас выйдет первый.
Подойдите к цветку и выберите один из розовых лепестков. Посовещайтесь в группе и договоритесь, кто будет отвечать.
Давайте проверим, как же вы справились с заданием.
1.

2. Собери из слогов слово: ли на ка3. Отгадай загадку:
Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит
И путнику больному
Ранки заживит
Найдите на доске рисунок к своему ответу и прикрепите в центре.
Как, одним словом можно назвать что это? (растения)
А о каких растениях мы сегодня будем говорить, узнаете, выполнив, следующее задание.
Подойдите к цветку и выберите следующий лепесток. Посовещайтесь – кто будет отвечать.
Вопросы на лепестках:
1. «Зеленый лекарь» – кто он? О чем идет речь?
2.Может ли растение вылечить?
3.Какие растения Кемеровской области являются зелеными лекарями?
Предлагает детям выбрать лепесток.
Организует проверку работы по слайду.
Предлагает детям выбрать лепесток.
Договариваются, кто пойдет за лепестком.
От каждой группы выходит по 1 человеку, и выбирают лепесток с заданием.
Работают в группе,
один ученик озвучивает ответ и выбирает нужную карточку на доске.
Вытягивают лепесток.
Дети в группах обсуждают варианты ответов на вопрос.
Отвечает один ученик от каждой группы.
К: договариваться в группе, высказывать свою точку зрения.
П: анализировать информацию.
К: высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Предположите, о каких растениях будем говорить?
Действительно, тема нашего занятия: Лекарственные растения Кемеровской области.
Ребята, представляете, даже есть наука о лекарственных растениях. Называется – фармакогнозия.
Задает вопрос определяющий тему занятия.
Вывешивает название темы на доску.
Прикрепляет к доске новое понятие.
Выдвигают предположения темы занятия.
П: анализировать предоставленную информацию.
3. Работа над проектом
Мы сегодня будем не просто говорить по данной теме, а создавать групповые мини-проекты.
Найдите у себя лист мини-проект.
Как будет звучать тема нашего мини-проекта?
Какую цель поставим в своих мини-проектах?
( Цель – знакомство с лекарственными растениями Кемеровской области, их целебными свойствами)
Ребята, предположите, какая может быть гипотеза у нашего проекта? Если использовать лекарственные растения, то что ….? Дополните.
Гипотеза:
Лекарственными растениями можно вылечить многие болезни.
Возьмите конверт №1. Оформите, то о чем мы только что проговорили в мини-проект.
Возьмите инструкцию, прочитайте ее в группах.
Инструкция.
Прочитайте внимательно текст №1.
Найдите и подчеркните зеленым цветом информацию о лекарственных свойствах данного растения.
Найдите и подчеркните, синим цветом информацию о способах применения данного растения.
Прочитайте внимательно текст №2.
Найдите и подчеркните зеленым цветом информацию о лекарственных свойствах данного растения.
Найдите и подчеркните, синим цветом информацию о способах применения данного растения.
Посоветуйтесь с учителем, верно ли выполнено задание.
Ребята, если все понятно можете приступать к работе.
Организует работу по формулированию темы, цели и гипотезы мини-проекта.
Тема, цель, гипотеза показывается в презентации на слайдах.
Организует работу в группах по инструкции.
Формулируют тему, цель и гипотезу мини- проекта.
Выдвигают гипотезы.
Работа учащихся в группах по заполнению темы, цели, гипотезы.
Работают по инструкции над мини-проектом.
Определяют выступающих по 2 человека от группы.
Р: определять и формулировать цель, тему, гипотезу с помощью учителя.
Л: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
Р: работать по алгоритму, корректировать выполнение задания.
П: выбирать необходимую информацию из текста, анализировать ее и оформлять в таблицу.
К: договариваться и распределять обязанности между собой.
Физ. минутка
Давайте немного отдохнем.
На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки по команде «раз» А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два».
А теперь тихонечко сели.
Организует физ. минутку.
Под слова выполняют определенные движения. 4. Защита мини-проекта
Давайте проверим, что у вас получилось. От того как вы внимательно будете слушать, будет зависеть сможете ли вы выполнить следующее задание и заработать жетон.
Молодцы, ребята!
Организует защиту проекта детьми. Выступление группы. Вывешивают проектный лист на доску и защищают свою работу по 2 человека. Один – называет растение и рассказывает о лечебных свойствах, второй – способы применения.
К: высказываться.
Р: умение работать по алгоритму, рассказывать информацию в нужном порядке.
Мне хочется проверить, как же вы внимательно слушали друг друга. Предлагаю разгадать кроссворд.
Чья группа первая поднимет «сигнальную руку», та будет отвечать и получит за верный ответ жетон.
Посчитайте количество жетонов. Сколько их у вас?
Вот у нас и выявились самые внимательные ребята. Надеюсь, в следующий раз и у других также все получится.
Организует заполнение кроссворда в презентации.
Разгадывают кроссворд о лекарственных растениях, за верный ответ и быстроту получают жетон для своей группы.
Называют количество жетонов.
К: выслушивать друг друга.
5. Итог занятия Какое время года приближается?
Хотелось бы вам сейчас оказаться на веселой полянке, где много цветов, трав?
Приглашаю на прогулку в природу. Внимательно посмотрите сюжет. Какие чувства у вас возникнут при его просмотре?
Опишите свое настроение. Какие чувства вызвал у вас этот сюжет?
Чтобы сохранить такую красоту, о чем нужно помнить?
Что можете посоветовать людям, желающим, принести кусочек природы домой, но чтобы они ее не портили? (фотографии)
Многие лекарственные растения находятся на грани исчезновения.
Куда заносятся исчезающие виды растений, животных?
Вот и в нашей области тоже есть Красная книга, в которую занесены некоторые лекарственные растения и даже те, с которыми мы сегодня познакомились. На нашей выставке также есть книга «Зеленая аптека Кузбасса». Как думаете, что в ней описывается?
Много литературы по данной теме найдете в нашей библиотеке.
Ребята, мне хочется, что когда вы сегодня придете домой, то вспомните о лекарственных растениях Кемеровской области, про которые мы сегодня говорили и расскажите о них своим близким. Мотивирует, нацеливает на просмотр видеосюжета.
Показывает видеосюжет и проводит беседу по сюжету.
Предлагает посмотреть выставку книг.
Демонстрирует книги.
Отвечают на вопросы.
Просматривают сюжет и отвечают на вопросы учителя.

Обращают внимание на предложенную литературу.
П: самостоятельно делать выводы.
Л: выказывать свое отношение к природе.
П: умение ориентироваться в литературных источниках.
6. Рефлексия Вспомните, какой красивый цветок был у нас в начале занятия. Давайте попробуем создать свой цветок «настроения».
Перед вами лежат лепестки. Если у вас все получилось, то возьмите зеленый лепесток. Желтый – если возникали трудности, но вы справились. Оранжевый лепесток – если вам было трудно справиться с заданиями.
Прикрепите лепестки к сердцевине. Давайте посмотрим, с каким настроением получился у нас цветок.
На этом наше занятие закончилось. Спасибо, ребята! Предлагает создать цветок «настроения».
Анализируют свою деятельность на занятии и прикрепляют соответствующие лепестки на доске.
Р: самооценка своей деятельности на занятии.