Рабочая программа по письму для 1 класса глубоко умственно отсталых учащихся


Письмо.
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по письму для 1 класса глубоко умственно отсталых детей составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, регионального базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» города Дзержинска Нижегородской области на 2015-2016 учебный год.
Согласно календарному учебному плану, рабочая программа рассчитана на 99 часов в год (3 часа в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико- синтетической деятельности мозга, графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.С детьми с глубоким нарушением интеллекта проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположенных строчек, начертаний букв, распознавание и называние цветов(черного, белого. Коричневого, красного , синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур(горизонтально, вертикально). Особенности занятий по письму заключаются в том, что учащимся одновременно даются как технические навыки(правильно держать карандаш и пользоваться им), так и умения в изображении отдельных элементов букв. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов.
Задачи обучения:
- формирование у учащихся графических навыков,
- развитие и коррекция моторики мелких мышц,
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации;
- совершенствование графических навыков;
- привитие навыков правильной посадки во время письма, правильного расположения листа бумаги на столе, тетради и пользования карандашом.
Данный курс включает в себя следующие методы и приемы:
Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков.
Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за контур.
Письмо элементов печатных букв, бордюров из элементов букв(по обводке)
Формирование пространственных представлений. Умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.Игры на развитие мелкой моторики: мозайка, работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку; конструктор.
Работа по обводке трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов, соединение точек: получение прямой, различных фигур.
Пальчиковая гимнастика.
Календарно- тематическое планирование.
№ Раздел № п/п Тема Количество часов Дата Коррек
ция Вид работы
1 Добукварный период. 1 четверть(27 часов) 1
2 Умение проводить карандашом линии в разных направлениях.
2 Самостоятельная работа по подражанию учителю.
3
4 Умение выполнять пальчиковую гимнастику. 2 Самостоятельная работа по подражанию учителю.
5
6 Обводка бордюров.
2 Игра «Пройди по дорожке». Бордюр-дорожка, прямо – вниз –прямо -вверх.
7
8 Обводка пунктиром рисунка пальцем и карандашом. 2 Самостоятельная работа по подражанию учителю.
9
10 Умение правильно сидеть, располагать тетрадь, держать карандаш. 2 Беседа, практические упражнения.
11
12 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Раскрашивание. 2 Пальчиковая гимнасттика, раскрашивание.
13
14 Рисование на бумаге прямых линий в различных направлениях. 2 Рисование прямых линий.
15
16
17 Письмо прямых горизонтальных линий 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
18
19
20 Письмо прямых вертикальных линий 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
21
22
23 Письмо прямых наклонных линий. 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
24
25
26 Письмо кривых линий 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
27 Письмо изученных элементов. 1 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
2 четверть. (22 часа) 1
2
3 Штриховка по образцу. 3 Самостоятельная работа по подражанию учителю.
4
5
6 Обводка по трафарету. 3 Рисование по обводке.
7
8
9 Изображение фигур по точкам 3 Рисование по точкам.
10
11
12 Рисование бордюров. 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
13
14
15 Письмо основных элементов букв. 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
16
17
18 Письмо основных элементов букв. 3 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
19
20
21
22 Письмо основных элементов букв.
4 Письмо по обводке, орнаментальное рисование.
3 четверть.(27часов) 1 Написание прямой с закруглением внизу. 1 Письмо по обводке и образцу.
2
Написание овала.
1
Письмо по обводке и образцу.
3 Написание полуовала. 1 Письмо по обводке и образцу.
2 Букварный период. 4 Письмо элементов строчной буквы а .1 Письмо по обводке и образцу.
5 Письмо буквы а по обводке. 1 Обводка буквы.
6 Письмо буквы а по образцу данному учителем. Написание по образцу.
7 Письмо элементов строчной буквы у. 1 Письмо по обводке и образцу.
8 Письмо буквы у по обводке. 1 Обводка буквы.
9 Письмо буквы у по образцу. Написание по образцу.
10 Написание слов ау, уа. 1 Письмо по обводке и образцу.
11 Слова ау, уа. Упражнение в их написании. 1 Письмо по обводке и образцу.
12 Письмо изученных букв. 1 Самостоятельная работа по подражанию учителю.Письмо по обводке и образцу.
13 Письмо элементов прописной буквы А. 1 Письмо по обводке и образцу.
14 Письмо элементов прописной буквы А. 1 Письмо по обводке и образцу.
15 Письмо прописной буквы А по обводке.
1 Обводка буквы.
16 Письмо прописной буквы А по образцу. 1 Письмо по обводке и образцу
17 Письмо элементов прописной буквы У. 1 Письмо по обводке и образцу
18 Письмо прописной буквы У по обводке.
1 Обводка буквы.
19 Письмо прописной буквы У по образцу. 1 Письмо по обводке и образцу
20 Письмо букв Оо. 1 Письмо по обводке и образцу
21 Письмо букв О о по обводке. 1 Обводка буквы.
22 Письмо букв О о по образцу. 1 Письмо по обводке и образцу.
23
Письмо изученных букв. 2 Самостоятельное письмо изученных букв.
24 Письмо элементов строчной и прописной буквы м. 1 Письмо по обводке и образцу.
25 Письмо букв Мм по обводке и образцу. Обводка буквы. Письмо по образцу.
26 Письмо слогов ам, ум.
Письмо открытых слогов ма, му. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
27 Письмо слогов ам, ма, ум, му.
Письмо слогов ом, мо; слово мама. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
4 четверть (24 часа) 1 Письмо изученных букв.
1 Самостоятельное письмо изученных букв.
2 Письмо букв С с по обводке. 1 Обводка буквы.
3 Письмо букв С с по обводке и образцу. Письмо по обводке и образцу.
4 Письмо слогов ас, ос, ус.
3 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
5 Письмо слогов са, со, су. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
6 Письмо строчных и прописных букв а, о, у, м, с. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
7 Письмо элементов букв Х х. 1 Письмо по обводке и образцу.
8 Письмо букв Х х пообводке. 1 Письмо по обводке .9 Письмо букв Хх по образцу. 1 Письмо по образцу.
10 Письмо слогов ах, ох, ух. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
11 Письмо слогов ха, хо, ху. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
12 Письмо слогов ах-ха, ох-хо, ух-ху. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
13 Списывание слогов с печатного текста с буквами с, м, х. 1 Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
14 Письмо слов: уха, ухо, муха, сухо. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
15 Письмо строчных и прописных букв а, о, у, м, с, х. Письмо по обводке и образцу.
16 Письмо слогов с буквами с, м, х. Письмо по обводке и образцу.
17 Письмо слов оса, ухо, уха, мама, муха, сухо. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
18 Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
19 Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
20 Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
21 Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
22 Итоговая контрольная работа Выполнение заданий с большей долей самостоятельности.
23 Работа над ошибками. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
24 Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой. Письмо по образцу.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться тетрадью;
- правильно держать карандаш;
- владеть орнаментальным рисованием в тетради(по возможности);
-писать элементы букв по обводке и самостоятельно(по возможности);
- соблюдать строчки.