Рабочая программа по математике Репкин


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Назарово Красноярского края»

Принята на методическом
объединении учителей
Протокол №___от ___________2016

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ 14»
___________В.Ф.Цветцых
Приказ №__ /___ от__________



Рабочая программа по учебному предмету математика
начального общего образования
1 «А» класса

Учитель: Дыдикова Татьяна Николаевна
Категория: первая
Стаж работы: 18 лет
2016 - 2017 учебный год

Программа по учебному предмету математика (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом
Примерными программами, созданными на основе федерального государственного образовательного стандарта
Уставом МБОУ «СОШ 14», от 17 января 2011 г.
Основной образовательной программой школы.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы «Система развивающего обучения Эльконина- Давыдова».

Планируемые предметные результаты

К концу первого класса дети научатся:
Выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине (ширине, высоте), площади, объёму, массе, количеству, форме, цвету, материалу, углам и др.;
Моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и буквенной формулы (знаковое моделирование);
Производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно; исследовать ситуации, требующие сравнения величин и чисел, им соответствующих;
Описывать явления и события с помощью величин;
Строить графические модели отношений (схемы) при решении несложных текстовых задач (с буквенными или числовыми данными), связанных с уменьшением или с увеличением величин; составлять текстовые задачи по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными;
Складывать и вычитать величины при переходе от неравенства к равенству и обратно;
Прогнозировать результат сложения величин путем их оценки и прикидки будущего результата;
Владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью схем и формул;
Решать уравнения с опорой на схему;
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10;
Представлять состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого;
Разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объёмных фигур;
Изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, предложенные в рабочей тетради, перекраивать их при сравнении площадей.

Содержание учебного предмета «Математика»

Тема 1. Выделение свойств предметов. Величины и отношения между ними. Отношение равенства/неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку (68 часов):
1. Непосредственное сравнение предметов по разным признакам: форме, цвету, материалу, длине (ширине, высоте), площади, объёму, количеству (комплектности по составу частей), массе, расположению на плоскости и в пространстве. Сравнение предметов по этим признакам.
Периметр как длина «границы» любой плоской геометрической фигуры.
Понятие о равновеликости и равносоставленности фигур. Существенные различия между прямой, лучом, отрезком. Представление о ломаной, угле. Сравнение углов. Подбор предметов или геометрических фигур по заданному признаку.
2. Моделирование отношений равенства и неравенства между величинами:
предметное: с помощью полосок;
графическое: а) с помощью копирующего рисунка; б) с помощью отрезков;
знаковое: а) с помощью знаков «равно», «неравно»; б) с помощью букв и знаков «=», «>», «<».
Класс величин. Сравнение величин с помощью посредника, равного одной из них. Транзитивность отношений «равно», «больше-меньше».
Переход от действий с предметами к схеме и формуле. Восстановление схемы по формуле и наоборот. Преобразования схем и формул. Связь между ними.
Сравнение «по красоте» способов написания цифры 1. Классификация всех цифр на основании сравнения их по составу элементов и форме на три группы:
а) цифры 1, 4, 7;
б) цифры 3, 5, 2;
в) цифры 6, 9, 8 и 0 и их последующее написание.
Тема 2. Сложение и вычитание величин (52 часа):
1. Сложение и вычитание величин как способ перехода от неравенства к равенству и наоборот.
Три способа уравнивания величин. Введение знаков «плюс» и «минус». Выбор способа уравнивания в зависимости от условий его выполнения. Описание операции уравнивания с помощью схем и формул. Связь между схемой и формулой. Изменение схемы при изменении формулы и наоборот. Тождественные преобразования формул.
Решение текстовых задач (с буквенными данными), связанных с увеличением или уменьшением величин (отношения «больше на», «меньше на»). Составление текстовых задач по схеме (формуле). Подбор «подходящих» чисел для решения задачи с точки зрения:
а) сюжета задачи;
б) выполнимости действия;
в) выполнения действия конкретным ребёнком (опора на дошкольную подготовку).
2. Сложение и вычитание величин как способ решения задачи на восстановление целого или части.
Понятие части и целого. Моделирование отношений между частями и целым в виде схемы, формулы и записи с помощью «лучиков» (знакографической записи).
Взаимопереходы от одних средств фиксации отношений к другим.
Введение специальных обозначений для части и целого.
Названия компонентов при сложении и вычитании и их связь с понятием части и целого.
Относительность понятия части и целого. Подбор «подходящих» чисел к формулам. Состав однозначных чисел. Разбиение на части и составление из частей величин, геометрических фигур на плоскости и геометрических тел в пространстве.
Увеличение и уменьшение величины. Понятие нулевой величины.
Скобки, как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами.
Свойства операции сложения величин: переместительное и сочетательное. Составление и решение текстовых задач с буквенными данными на нахождение части и целого. Связь задач на уравнивание величин с задачами на нахождение части и целого.
3. Понятие уравнения.
Определение значения одного из компонентов с опорой на понятия «часть-целое». Подбор подходящих чисел к формулам и наоборот. Описание числовых выражений с помощью буквенных формул как задача на их восстановление. Решение примеров «с секретами»: сложение и вычитание в пределах десятка с опорой на дошкольную подготовку. «Круговые» примеры, «магические» треугольники и квадраты. Составление детьми примеров «с секретами». Сравнение выражений с числовыми и буквенными данными. Решение задач с помощью уравнений. Подбор вместо букв подходящих чисел к текстовым задачам, выражениям, уравнениям.
Тема 3.
Введение и понятия числа (12 часов):
Переход от непосредственного сравнения величин к опосредованному.
Сравнение:
а) с помощью посредника, равного одной из сравниваемых величин (на основе транзитивности отношений);
б) с помощью мерки для измерения сравниваемых величин, благодаря которой обнаруживается кратность отношений.
Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой. Простые и составные мерки.
Подбор подходящих предметов, используемых в качестве мерки.
Инструменты: циркуль, линейка, угольник. Ознакомление со стандартными мерами длины, площади. Объёма, массы, углов.
Знакомство с другими видами величин: время, скорость, стоимость.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса состоит из УМК по математике и оборудования (Система РО Эльконина – Давыдова)

Работа по данному курсу обеспечивается:
УМК для учителя:
1. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б. Воронцов. 2-е изд.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2011. Математика 1-4 кл
2. Программа к учебникам «Математика 1-4 классы» для общеобразовательных учреждений, под ред Александрова Э.И.. ВИТА- ПРЕСС, 2011.
3.Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1-4 класс: Пособие для учителя. -М: Вита – Пресс, 2010.
4.УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия». Математика. Уроки с 1-4 классы. Медиатека. ООО «Кирилла и Мефодий»,2011.

УМК для учащихся:
Учебник. Математика. (в двух частях) 1-4 классы. Под ред. Александровой Э.И. Вита-Пресс
Рабочие тетради к учебнику Математика.1-4 кл. (первая, вторая), Под редакцией Александровой Э.И. Вита-Пресс
Э.И. Александрова "Математические прописи" для 1 класса, Вита - Пресс, 2011








Календарно-тематические планирование уроков математики в 1 «А» классе на 2016-2017 учебный год.
№ урока
Дата прове
дения
Тема урока
Формы организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности учащихся
Формы контроля

Введение в школьную жизнь (8 часов).

1

Схема класса.
РЧ
Ориентируется в схеме класса.


2

Оценка.
РЧЗ
Знает, за что получает оценку, и какую.


3

Самооценка, критерии, оценка.
РЧЗ
Оценивает свою работу.


4

Диагностика и отработка разных критериев оценки.
РЧЗ
Спорит и пытается найти конструктивное решение.


5

Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.
РЧЗ
Обращается к учителю, задает вопрос с точным содержанием.


6

Отработка знаков “ + “, “ – “, “ ? “.

РЧЗ
Видит те характерные черты высказывания, которые только и могут сделать разговор дискуссией, обсуждает содержания.


7

Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
РЧЗ
Осознает, что происходит на уроке.


8

Работа по чертежам.
Работа парами.
РЧЗ

Аргументирует, доказывает свои выводы, спорит
Осознает то, что для решения задачи чего – то не хватает.


Тема 1. Выделение свойств предметов через их сравнение. Отношение равенства и неравенства (64 часа).

9

Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, толщине, цвету, материалу, форме. Отрезок как носитель длины.
Урок – ПУЗ
Урок-игра
- сравнивает предметы по длине, толщине, цвету, материалу, форме;
- строит отрезки.


10-11

Сравнение по выделенным признакам. Отношения «равно», «неравно». Способы сравнения по длине. Проверочная работа.
МОД,
К
- сравнивает предметы по разным признакам;
- показывает результат сравнения с помощью знаков «равно», «неравно».
Пров. раб. № 1

12-14

Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, ширине, цвету, форме, материалу.
РЧЗ
Урок-соревнование.
- выделяет признаки предметов через их сравнение.


15-17

Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам, моделирование отношений с помощью полосок. Проверочная работа.
МОД
РЧЗ
К
- подбирает предметы, равные или неравные по разным признакам;
- моделирует отношения с помощью полосок.
Пров. раб. № 2

18 -19

Периметр. Сравнение периметров разных фигур. Знаки «равно», «неравно». Проверочная работа.
РЧЗ
Урок-игра.
К
-сравнивает периметры разных фигур;
- показывает отношения периметров с помощью знаков «равно» «неравно».
Пров. раб. № 3

20-21

Площадь. Сравнение площадей. Способы сравнения. Проверочная работа.
РЧЗ
К
- сравнивает площади фигур разными способами.
Пров. раб. № 4

22-24

Перекраивание фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры.
РЧЗ
Урок-конкурс.
-перекраивает фигуры;
- различает равновеликие и равносоставленные фигуры.


25

Контрольная работа.
КиО
- выполняет контролирующие задания.
Контр. раб № 1

26-27

Сравнение объёмов. Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме.
МОД
РЧЗ
- сравнивает объёмы;
- моделирует отношения с помощью схемы.


28-30

Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот. Способы сравнения объёмов путём переливания.
РЧЗ
Урок-игра.

- осуществляет переход от схемы к сравнению предметов и наоборот;
- сравнивает объёмы путём переливания.


31-33

Сравнение предметов по всем известным признакам. Отрезок, луч, прямая.
РЧЗ
- сравнивает предметы по всем известным признакам;
- различает отрезок, луч, прямую.


34-35

Опосредованное сравнение объёмов с помощью кубиков.
ПУЗ
Урок-игра.
- производит опосредованное сравнение объёмов с помощью кубиков.


36-37

Работа со знаками «=», «
·». Введение знаков «>», «<» и буквенной символики как средства фиксации признака, по которому сравнивают одни и те же предметы. Рефлексия способов сравнения.
МОД
РЧЗ
- использует знаки «>», «<»,«=» и буквенную символику как средство фиксации признака, по которому сравнивает одни и те же предметы.


38-39

Сравнение по массе. Способы сравнения.
РЧЗ
Урок-соревнование.
- сравнивает предметы по массе разными способами.


40-41

Проверочная работа.
К
- оценивает свои умения.
Пров. раб. № 5

42

Сравнение групп предметов.
РЧЗ
- сравнивает группы предметов.


43-45

Сравнение по другим признакам: по составу частей, из которых состоит рисунок, по расположению.
РЧЗ
Урок-конкурс.
- сравнивает предметы по составу частей, из которых состоит рисунок, по расположению.


46-47

Способы сравнения по количеству. Проверочная работа.
РЧЗ
К
- сравнивает предметы по количеству;
- оценивает свои умения.
Пров. раб. № 6

48-50

Угол. Сравнение углов по величине. Треугольник.
РЧЗ
Урок-сказка.
- сравнивает углы по величине.


51-53

Понятие величины. Буквы латинского алфавита. Проверочная работа
ПУЗ
К
- различает величины;
- называет буквы латинского алфавита.
Пров. раб. № 7

54-55

Работа по прописям (1 часть). Подготовка к написанию цифр и букв.
РЧЗ
Урок-игра.
- выполняет задания в РТ для подготовки к написанию цифр и букв.


56

Анализ способа написания цифры 1.
РЧЗ
- выделяет структурные элементы цифры 1.


57

Сравнение цифр по составу частей. Написание цифр 7 и 4.
РЧЗ
- сравнивает цифры 7 и 4 по составу частей.


58-59

Цифра 3 и её написание.
РЧЗ
Урок-конкурс.
- выделяет структурные элементы цифры 3.


60-62

Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «
·», «>», «<». Рефлексия отношений.
РЧЗ
МОД
- составляет формулы с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «
·», «>», «<».


63-64

Цифры 5 и 2. Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу.
РЧЗ
МОД
Урок-игра.
- выделяет структурные элементы цифр 5 и 2;
- производит опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу.


65-67

Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметов к схемам, формулам и обратно.
РЧЗ
МОД
Урок-соревнование.
- выделяет структурные элементы цифр 6 и 9;
- сравнивает величины с помощью схем и формул;
- осуществляет переход от сравнения предметов к схемам, формулам и обратно.


68-70

Цифры 8 и 0. Проверочная работа.
РЧЗ
МОД

- выделяет структурные элементы цифр 8 и 0;
- оценивает свои умения.
Пров. раб. № 8

71-72

Полугодовая контрольная работа. Анализ контрольной работы.
К и О
- выполняет контролирующие задания.
Контр. раб. № 2

Тема 2. Действия сложения и вычитания (48 часов).

73-75

Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Моделирование отношений с помощью схемы и формулы. Введение знаков «+», «-«.
ПУЗ
МОД
Урок-игра.
- уравнивает величины, осуществляя переход от неравенства к равенству;
- моделирует отношения с помощью схемы и формулы.


76-77

Переход от неравенства к равенству и наоборот.
МОД
- осуществляет переход от неравенства к равенству и наоборот.


78-83

Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. Текстовые задачи на уравнивание. Переходы от текста к схеме и формуле и наоборот.
РЧЗ
МОД
- выбирает способы уравнивания, соотнося их с конкретными условиями;
- решает текстовые задачи на уравнивание;
- осуществляет переходы от текста к схеме и формуле и наоборот.


84-86

Свойства отношений равенства и неравенства (А=ВА+С=В+С; А=А; А=ВВ=А; А=В и В=СА=С).
РЧЗ
Урок-сказка.
- воспроизводит свойства отношений равенства и неравенства.


87-90

Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы).
МОД
- описывает процесс уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы).


91-94

Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками».
ПУЗ
МОД
Урок-игра.
- решает задачу восстановления целого по частям (на разных величинах);
- конструирует буквенно-графическую модель с «лучиками».


95-98

Переход от одних моделей к другим. Текстовые задачи на понятие части и целого и введение значков для их обозначения на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах.
МОД
РЧЗ
- осуществляет переход от одних моделей к другим;
- решает текстовые задачи на понятие части и целого;
- подбирает числовые значения букв в формулах.


99-100

Название компонентов при сложении и вычитании, их соотнесение с понятием части и целого. Переместительный закон сложения.
РЧЗ
Урок-соревнование.
- называет компоненты сложения и вычитания, соотнеся их с понятием части и целого;
- воспроизводит переместительный закон сложения.


101-103

Превращение величины в части и в целое. Относительность этих понятий.
РЧЗ
МОД
- превращает величины в части и в целое;
- осознаёт относительность этих понятий.


104

Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С).
РЧЗ
Урок-конкурс.
- использует скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами.


105

Понятие нулевой величины.
РЧЗ
Урок-сказка.
- имеет представление о нулевой величине.


106

Проверочная работа.
К
- оценивает свои умения.
Пров. раб. № 9

107-110

Понятие уравнения. Решение текстовых задач путём составления:
а) выражения вида x=;
б) уравнения вида a+x=b, a-x=b, x-a=b
ПУЗ
МОД



111-115

Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребёнка о числе и наоборот. Примеры с «секретами». Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому и другой части. Связь между компонентами сложения и вычитания.
РЧЗ
МОД
Урок-викторина.



116-117

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.
КиО
- выполняет контролирующие задания;
- исправляет ошибки.
Контр. раб. № 3

118-120

Рефлексия изученного. Решение задач и уравнений. Проверочная работа.
КиО
- оценивает свои умения.
Пров. раб. № 10

Тема 3. Введение числа (12 часов).

121-122

Какие бывают мерки. Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой.
РЧЗ
Урок-игра.
- подбирает мерки, удобные для измерения данной величины, и величины, удобные для измерения данной меркой.


123-124

Задача опосредованного сравнения:
а) с помощью посредника, равного одной из величин;
б) с помощью посредника-меры.
Число как результат измерения.
ПУЗ
- сравнивает величины опосредованно с помощью посредника, равного одной из величин; с помощью посредника-меры;
- записывает число как результат измерения величины.


125-127

Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объёма, массы, углов, количества.
МОД
Урок-соревнование.
- выбирает меру, удобную для измерения длины, площади, объёма, массы, углов, количества.


128

Знакомство с названиями стандартных мер.
РЧЗ
Урок-игра.
- составляет представление о названиях стандартных мер.


129

Знакомство с другими величинами: скорость, время, стоимость.
РЧЗ
Урок-игра.
- составляет представление о других величинах: скорость, время, стоимость.


130-131

Годовые контрольные работы. Анализ контрольных работ.
КиО
- выполняет контролирующие задания;
- исправляет ошибки.
Контр. раб № 4

132

Урок КВН

- демонстрирует приобретённые умения в ходе игры-соревнования.




15