Рабочая программа по чтению для 1 класса глубоко умственно отсталых учащихся


Чтение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по чтению для 1 класса глубоко умственно отсталых детей составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, регионального базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» города Дзержинска Нижегородской области на 2015-2016 учебный год.
Согласно календарному учебному плану, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
У учащихся с глубоко умственной отсталостью речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. В связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы у воспитанников с глубоко умственной отсталостью  ограниченная способность к восприятию сведений об окружающем. Нередко доступными им оказываются понимание и произнесение элементарных фраз.
Основной целью данного курса обучения  является:
-подготовка учащихся к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни,общаться с людьми, приобрести простейшие навыки общения.
«Чтение» ставит перед собой ряд задач:
- уточнение и  развитиеслухового восприятия учащихся;
- развитие речевого слуха и внимания, способностей к звукоподражанию;
- расширение звуков окружающей действительности;
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование правильного звукопроизношения, отдельных звуков;
- развитие артикуляционного аппарата на основе дыхательной гимнастики и     артикуляционных упражнений;
- активизация и обогащение словаря .-чтение вывесок на магазинах, чтение своего имени, фамилии, ответы на вопросы текста и учителя.
Обучение грамоте умственно отсталых учащихся ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо  применятьразличные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование доступного наглядногоматериала.
Обучение чтению и письму ведется параллельно. Также уроки по чтению сложно отделить от занятий по логопедии. Эти предметы тесно связаны между собой и включают в себя элементы логопедической работы с учащимися, имеющими глубоко умственную отсталость.Навыки и умения, полученные на уроках чтения активно используются на других коррекционно-развивающих уроках. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаики, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание  музыки и пения.
Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности учащихся и ориентирован на индивидуальные возможности каждого из них.
Основной формой обучения учащихся с глубоко умственной отсталостью является занятие, на котором ведущая роль принадлежит учителю. При этом создаются такие условия, которые дают возможность каждому учащемуся работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а учителю определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для учащихся с глубоко умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все сенсорные системы.
Применяется также метод глобального чтения (узнавания и письма целого слова),гимнастика органов речи(артикуляционная),дыхательные упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.
Календарно - тематическое планирование.
№ Раздел № п/пТема Количество часов Дата КоррекцияВид работы
1 Добукварный период. 1 четверть
(17 часов) 1 Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. 1 Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом, обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
2 Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. 1 Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом, обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
3 Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. 1 Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом, обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
4 Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. 1 Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом, обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
5 Слушание сказок с инсценировкой. «Репка». 1 Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки,обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
6 Слушание сказок с инсценировкой. «Колобок» 1 Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки,обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
7 Слушание сказок с инсценировкой. «Теремок». 1 Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки,бучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
8 Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и Медведь». 1 Формирование навыка следить за действующими лицами инсценированной сказки,обучение вслушиваться в речь, понимать сказку с опорой на наглядность.
9 Звук. Различение звуков окружающей действительности. 1 Определение источника звука и называние этого предмета, определение места издаваемого звука.
10 Звук. Различение звуков окружающей действительности. 1 Определение источника звука и называние этого предмета, определение места издаваемого звука.
11 Развитие речевого слуха. Игра «Что звучит?». 1 Определение источника звука и называние этого предмета, определение места издаваемого звука.
12 Развитие речевого слуха. Игра «Что звучит?». 1 Определение источника звука и называние этого предмета, определение места издаваемого звука.
13 Развитие речевого слуха. Игры с движениями (летит самолет). 1 Различение неречевых звуков. Игры со звукоподражанием.
14 Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?». 1 Соотнесение изображения с его словесным обозначением, активизация в звукоподражании.
15 Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игра «Кто подает голос?». 1 Различение звуков окружающей действительности (неречевых) и звуков речи.
16 Звук [а]. Произнесение. Умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. 1 Произнесение звука [а] самостоятельно и за учителем. Выделение звука [а] из потока других речевых звуков.
17 Звук [о]. Произнесение. Умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. 1 Произнесение звука [о] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. Выделение звука [о] из потока других речевых звуков.
2 четверть. 1 Звук [у]. Произнесение. Умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. 1 Произнесение звука [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. Выделение звука [у] из потока других речевых звуков.
2 Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у].Произнесение с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у]. 1 Произнесение звуков [а], [о], [у] самостоятельно и за учителем, на основе стихотворения воспроизведение звуков [а], [о], [у] - артикуляционную позицию звука3 Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. 1 Отнесение звуков к группе гласных звуков на основе его характеристики.
4 Произнесение за учителем слов, состоящих из 3-4 звуков. 1 Произнесение слов по предъявленным картинкам с предварительным обсуждением изображенного предмета.
5 Называние слов по предметным картинкам. 1 Произнесение слов по предъявленным картинкам с предварительным обсуждением изображенного предмета.
6 Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. 1 Произнесение слов по предъявленным картинкам с предварительным обсуждением изображенного предмета.
7 Выработка умения показывать и называть изображения предметов и в последовательном порядке. 1 Произнесение слов по предъявленным картинкам с предварительным обсуждением изображенного предмета.
8 Составление простых предложений из 2-3 слов. 1 Под руководством учителя составление простых предложение на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке, деление предложений на слова.
9
10 Согласный звук [м]. Называние слов с выделением звука [м] по картинкам. 2 Произнесение звука [м] самостоятельно и за учителем. Отнесение звука к группе согласных звуков на основе его характеристики. Выделение звука [м] из потока других речевых звуков.
11
12 Согласный звук [с]. Называние слов с выделением звука [м] по картинкам. 2 Произнесение звука [с] самостоятельно и за учителем. Отнесение звука к группе согласных звуков на основе его характеристики. Выделение звука [с] из потока других речевых звуков.
13
14 Согласный звук [х]. Называние слов с выделением звука [х] по картинкам. 1
1 Произнесение звука [х] самостоятельно и за учителем. Отнесение звука к группе согласных звуков на основе его характеристики. Выделение звука [х] из потока других речевых звуков.
3 четверть. 1 Называние (показ) слов по предметным картинкам с изучен- ными звуками. 1 Произнесение слов по картинкам с предварительным обсуждением изображенного предмета. С помощью учителя последовательное выделение звуков в словах.
2 Последовательное выделение звуков в словах типа: АУ, УС, СУК, СОК. 1 С помощью учителя последовательное выделение звуков в словах.
2 Букварный период. 3 Гласный звук [А]. Буква Аа. 1 Произнесение звука [а] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделение звука в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначение звука буквой, графическое обозначение звука [а].
4 Гласный звук [А]. Буква А, а. Нахождение буквы среди других букв. 1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение буквАа среди других букв, обозначение звука [а] буквой Аа.
5 Гласный звук [У]. Буква У, у. 1 Произнесение звука [у] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделение звука в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначение звука буквой, графическое обозначение звука [у].
6 Гласный звук [у]. Буква У, у. Нахождение буквы среди других букв.
1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение буквУу среди других букв, обозначение звука[у] буквой Уу.
7 Гласные звуки [А], [У]. Буквы А,а, У, У. Чтение слияния гласных Ау, Уа.
1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение букв Аа, Уу среди других букв, обозначение звука [а] буквой Аа, звук [у] буквой Уу. Чтение слияния под руководством учителя.
8 Гласные звуки [А], [У]. Буквы А,а, У, У. Чтение слияния гласных Ау, Уа.
1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение букв Аа, Уу среди других букв, обозначение звука [а] буквой Аа, звук [у] буквой Уу. Чтение слияния под руководством учителя.
9 Согласные звуки [М] [М’ ] Буква М, м.
Нахождение буквы среди других букв. 1 Произнесение звуков [М], [М’]самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделение звука в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой, графическое обозначение звуков [М], [М’].
10 Согласные звуки [М] [м’ ]. Буква М, м. Чтение слогов с буквой Мм. 1 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами.
11 Согласные звуки [М] [м’ ]. Буква М, м. Чтение слогов с буквой Мм. 1 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами.
12 Согласные звуки [М] [м’ ]. Буква М, м. Чтение слогов с буквой Мм. 1 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами.
13 Гласный звук [о]. Буква О, о..
1 Произнесение звука [о] самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделение звука в сильной позиции слова (в начале, конце), обозначение звука буквой, графическое обозначение звука [о].
14 Гласный звук [о]. Буква О, о. Нахождение буквы среди других букв 1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение буквОо среди других букв, обозначение звука[о] буквой Оо.
15 Гласные звуки и буквы А, О, У. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.
1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение буквы Оо, Аа, УУ среди других букв, обозначение звуков буквами. Чтение слияний под руководством учителя.
16 Гласные звуки и буквы А, О, У. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.
1 Под руководством учителя последовательное вычленение и сочетание звуков в словах, самостоятельное нахождение буквы Оо, Аа, УУ среди других букв, обозначение звуков буквами. Чтение слияний под руководством учителя.
17
18 Чтение слогов с изученными буквами. 2 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами. Графическое изображение звуков буквами.
4 четверть (16 часов) 1 Чтение слогов с изученными буквами. 1 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами. Графическое изображение звуков буквами.
2 Согласные звуки [С] [С’ ] Буква С, с.
Нахождение буквы среди других букв 1 Произнесение звуков [С], [С’]самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделениезвука в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой, графическое обозначение звуков [С], [С’].
3
4
5 Согласные звуки [С] [С’ ]. Буква С, с.Чтение слогов с буквой Сс. 3 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами.
6 Согласные звуки [Х] [х’ ]. Буква Х, х. Нахождение буквы среди других букв. 1 Произнесение звуков [Х], [Х’]самостоятельно и за учителем. С помощью учителя выделение звука в сильной позиции слова (в начале, конце), буквой, графическое обозначение звуков [Х], [Х’].
7
8
9 Согласные звуки [Х] [х’ ]. Буква Х, х. Чтение слогов с буквой Хх. 3 Самостоятельное или с помощью учителя чтение слогов с изученными буквами.
10 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
11 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
12 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
13 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
14 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
15 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
16 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Самостоятельноеили с помощью учителя составление, чтение слогов, слов с изученными буквами.
Требования к уровню подготовки
учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
выделятьзвуки из речи (а, у, о, м, с, х.);
правильно и отчетливо произносить изученные звуки;
различать изученные звуки в сочетании с другими звуками;
различать изученные звуки в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется);
находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м, с, х.) и называть их,
образовывать из усвоенных звуков и букв слова (ау, уа; ам, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су);
составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), затем читать их с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно,
читать слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) с протяжным произношением с помощью учителя или самостоятельно,
читать с помощью учителя или самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками,
работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации и читать по «Букварю».
Неговорящие учащиеся:
показывать предметную картинку, где в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук,
находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м, с, х),
составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), на основе произношения учителя,
стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова,
работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации