Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: образец обществоведческого эссе по экономике


ЭКОНОМИКА
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л.Питер (1926-1989), американский писатель)
Что такое экономика и в чем состоит главная ее проблема? Как добиться эффективности экономики, способной удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов? Попытаюсь ответить на эти вопросы, опираясь на высказывание американского писателя Л.Питера.
На мой взгляд, в основу данного высказывания заложена главная проблема экономики – проблема рационального использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что остается, это добиваться наибольшего удовлетворения этих потребностей. Так как же этого добиться? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сущности таких понятий, как «экономика», «виды экономики», «потребности», «ресурсы и их виды». Итак, экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства. Принято различать экономику как хозяйство (система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли) и экономику как науку (системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий). Как известно, потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование, а ресурсы – средства, которые используются для производства благ, удовлетворяющих потребности. Но человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии, и в ходе общения у него формируются новые желания. Вот почему именно экономика способна удовлетворить желания человека, но для этого, я думаю, необходимо решить три главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? При этом, я думаю, необходимо учитывать тот факт, что основу экономики образуют безграничные потребности и редкость ресурсов. Так почему же потребности безграничны? Потребности — желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления. Их перечень включает широкий спектр продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (яхты, норковые шубы). Но то, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. Услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Кроме этого, материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств, которые хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, склады и все прочее, а правительство, отражая коллективные потребности граждан страны, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику. Таким образом, в совокупности материальные потребности в практическом смысле безграничны, а это означает, что их полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий, под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта. Конечная же цель всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности. А для этого необходимы экономические ресурсы, то есть все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и являются факторами производства, обладающие одним общим свойством: они редки или ограничены. Отсюда, чтобы разрешить противоречие между безграничными потребностями и редкими ресурсами, необходимо эффективно использовать эти ресурсы. Экономическая эффективность, в свою очередь, охватывает проблему «затраты — выпуск». Она раскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и результатом этого производства: чем большее количество продукта производится в единицу времени, тем выше эффективность экономики. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. Ресурсы надо распределять так, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем производства. Сущность проблемы экономии можно проиллюстрировать на конкретном примере. Предположим, что экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта — станки (X) и масло (Y). Масло символизирует потребительские товары, т.е. те товары, которые непосредственно удовлетворяют человеческие потребности, а станки - средства производства, т.е. те товары, которые обеспечивают эффективное производство потребительских товаров. Экономика сталкивается с необходимостью выбора: сколько производить станков - сколько производить масла? Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства станков потребует переключения части ресурсов с производства масла. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство масла, то необходимо сократить производство станков. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии. Таким образом, экономика занимается решением проблем маневрирования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения материальных потребностей общества. Чтобы повысить эффективность такого маневрирования, жизненно важно обеспечить полную занятость имеющихся ресурсов и полный объем производства. Технологический прогресс, увеличение количества и повышение качества людских и материальных ресурсов позволяет экономике производить все больше товаров и услуг. Так, Япония, обладая ограниченными природными ресурсами, добилась высокого уровня экономического развития только благодаря эффективному использованию незначительных ресурсов. Но что хорошо в одной экономической системе, может стать непригодным в другой, поэтому, на мой взгляд, разные государства должны добиваться эффективности использования своих ресурсов каждая по-своему, в рамках признанных там целей, идеологий, уровней технологии, обеспеченности ресурсами и культурных ценностей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Л.Питер прав, считая экономику «искусством удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»
Справочный материал
Лоренс Джонстон Питер 16.09.1919 - 12.01.1990, США. Просветитель и самопровозглашенный 'иерархолог'. Широким массам наиболее известен как автор Принципа Питера. Родился Лоренс в Ванкувере, Британская Колумбия; преподавать он начал в 1941-м. В 1963-м Питер получил степень доктора педагогики в Вашингтонском Университете. Год спустя Лоренс перебрался в Калифорнию; там он стал доцентом педагогики, директором центра нормативного преподавания имени Эвелин Фриден и координатором программы для психически неуравновешенных детей в Университете Южной Калифорнии. Известность Лоренсу принес опубликованный в 1968-м Принцип Питера, который считается одной из наиболее глубоких концепций современной теории управления – в пределах Университета Южной Калифорнии. Довольно часто этот принцип используется и в других учебных заведениях – в частности, в Школе Бизнеса Маршалла.. В период с 1985-го и до самой своей смерти в 1990-м доктор Питер сотрудничал с проектом 'Гонки подвижных скульптур', работающем в округе Гумбольдт, Калифорния. Предложенный Лоренсом приз за победу в гонке, 'Золотой Динозавр', вручается каждый год первой машине, распадающейся на запасные части непосредственно сразу после начала забега.