Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов







Тема самообразования:
«Межпредметная интеграция как средство формирования личностных результатов учащихся 5-ых классов»




Выполнила: Погорелова С. Г.,
учитель ИЗО, МОУ СОШ №27
г. Волгоград, первая
квалификационная категория.







Волгоград 2011










Введение.
Видный русский собиратель фольклора прошлого столетия П.В.Киреевский писал: «отличительное, существенное свойство варварства – беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».
Воспитание национальной памяти означает формирование внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо! Не зная истоки своей национальной культуры, кто будет любить, беречь и преумножать ее богатства, если не знает, как может это быть прекрасно? Никто!
Если не знакомить и не приобщать к своей родной культуре наших детей, их могут приобщить к другой культуре (кинофильмы, мультфильмы западного производства и весьма сомнительного качества, итак заполонили наш телеэкран).
С чего же начинать? Прежде всего, пробудить у ребят интерес к культурным корням своего народа, дать почувствовать гордость и уважение к своим предкам, к месту где ты живешь и людям которые жили до тебя.
Главное, нужно зажечь в каждом ребенке искру творчества, неравнодушного отношения к прекрасному искусству своей страны, края, города.
Будет ли наше следующее поколение знать историю и культуру своих предков? Будет ли звучать мелодия народной песни, народного орнамента, раскрывающая ребенку красоту души своего народа, во многом зависит от каждого учителя.
Многогранна работа в этом направлении. Это и небольшие включения регионального компонента в уроки по государственной программе и разработка отдельных уроков, а также создание цикла уроков. Такая работа может проводиться, как на уроке, так и во внеурочное время.

Актуальность опыта.
Современное общество переживает в настоящее время нравственно-
патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании
подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к
минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных
установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому воображению многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных
ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии
восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала-
носителя русской культуры.
В «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909), отмечается формирование и распространение знаний об истории и культуре населяющих Россию народов. Сохранение их исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций, обеспечение оптимальных условий для их сохранения и развития, наряду с воспитанием уважения к культуре других народов и мировым культурным ценностям служат основными задачами национальной политики Российского государства.
Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена
диагностика эффективности работы школы по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Учащиеся 5 классов имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно- прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить
крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства
современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых
культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92%
считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не
знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы
заключается в необходимости формирования и развития детей
школьного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров,
необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой
личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи
в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Следует подчеркнуть, что школьникам свойственно наглядно-
образное мышление, а детям с проблемами в развитии особенно характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать
не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и
«живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы,
предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации,
«переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря
чему для них открывается возможность первого проникновения в историю
родного края, русского народа.


Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта - пробудить у детей интерес к
освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и
настоящее, возникло много нового, и сохранились различные пласты
художественного наследия народа, развивать способности детей средствами
всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания
учебных предметов как путь формирования приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре, предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Длительность опыта.
Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику работы школы в течение трх лет. Имеющийся материал рассчитан для учащихся 5-ых классов и включает в себя интегрированный курс обучения и воспитания. Усвоение материала, формирование навыков и умений у учащихся занимает достаточно длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребнка в мир народной культуры.

Диапазон опыта.
В опыте представлены: перспективные планы уроков ИЗО 5класс, сценарии внеклассных мероприятий, легенды и мифы русского народа, конспекты уроков, экспонаты музея ДПТ, подлинные произведения русского народного творчества, презентации к интегрированным урокам, проверочные тесты и кроссворды.
Теоретическая база опыта.
К.Д.Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную
самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине и
ввл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика».
Он считал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
народным. Я считаю необходимым донести до сознания своих учеников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать в национальных традиция. Поэтому, приобщение детей к истокам русской
народной культуры в условиях интеграции разделов художественно - эстетического цикла является приоритетным направлением и решается во всех видах педагогической деятельности: на уроках, в играх, труде, быту.
Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно- эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, М.А.Некрасова и другие. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей,
выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщнность пластики форм и образов. Значение народного искусства для эстетического
воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б. Халезова,
Ю.В.Максимов и другие. Разработанны Т.Я Шпикаловой концептуальные
положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей, методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у школьников.
Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчркивала в своих работах Т.Я.Шпикалова. Она утверждала, что использование народного творчества в школе никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступала в тесной связи с педагогическими и художественными задачами современной педагогики. Понятно, что в современных условиях невозможно полностью возродить традиционную культуру. Общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту, изжило себя. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передать новому поколению.
Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интел-лектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для приобщения учащихся к русской народной культуре. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих обучению. Обучение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда, но именно это и присуще интегри-рованному содержанию.
 Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует решению еще одной важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития учащихся. Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний.         Предлагаемая модель - один из возможных вариантов межпредметной интеграции средствами учебного предмета, в данном случае народного искусство. Интегрирование на основе народного искусства основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. Приобщаясь к народному творчеству, учащиеся должны не только рисовать, лепить, но и петь, танцевать, импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им станет понятно и то, что объединяет искусство народное и классическое.
Реализация интеграции разных видов народного искусства, в учебно-
воспитательном процессе, осуществляется в интегрированных уроках, экскурсиях, викторинах, праздниках, тематических вечерах, концертах.
Поэтому, для работы с учащимися пятых классов выделили следующие формы работы: учебная (проведение уроков ДПТ) и внеурочная работа.
Эти мероприятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаньями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Важно, что интеграция позволяет включиться в процесс воспитания и обучения многих специалистов школы:

·учителей:
изобразительного искусства,
технологии,
музыки,
истории,
литературы.

·учителей-логопедов, психологов



Степень новизны опыта
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребнка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении межпредметной интеграции как средства приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре.

2.Технология опыта
Воспитанию у детей патриотических чувств, приобщению к миру
прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического
восприятия, нахождению каждым ребнком своего места в окружающем
мире как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к
народной культуре.
Методика работы ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовые представления об изобразительном искусстве, литературе, музыке, истории, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре. Но та информация, которую получают дети, не должна ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства. Поэтому,
Задачи данной работы:

· Формировать представление о синкретичности народного искусства;

· Формировать обобщенные знания и умения учащихся:

-знаний у учащихся о предметах народного быта, праздников, традициях, видах народно-прикладного творчества
- умение читать символы и знаки вышивки, знать элементы национального костюма;
-умения самостоятельно применять приобретнные знания, навыки и умения.
-потребности использовать данные знания и умения на практике;

· Познакомить с традициями проведения обрядовых праздников;

· Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;

· Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус,
художественно-творческие способности.

Для успешной реализации поставленной цели выделены
следующие условия:

·Приоритетное внимание к специфическим видам деятельности:
изобразительной, театрализованной, музыкальной, культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие учащегося, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

·Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми, использование разнообразных методов и примов воспитания и обучения.

·Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности
учащихся. Организации выставок детского творчества.

·Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых примов
и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой
мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества учащихся.

·Вариативность во всм: выборе тем занятий, организации обстановки,
средств, методов работы.

·Внимательное, тактичное отношение к каждому ребнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
формирование такого же отношения к творчеству и у родителей учащихся.

·Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной,
игровой и других видов художественной деятельности, который означает
необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению: природе,
искусству, местным традициям, характерному для региона народному
искусству.

Прежде, чем приступить к работе по данному направлению на первом
этапе проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений. Касающихся: уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, игр, разных видов народно- прикладного творчества. Параллельно в форме анкетирования проведена диагностика родителей. Результаты показали довольно низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Поэтому привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребнку, но и к родителю.
























Межпредметная интеграция
как средство приобщения учащихся пятых классов к русской народной культуре.



























Я, учитель по Изобразительному искусству, работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработала цикл интегрированных уроков для учеников 5 классов.

Тема урока
Предметы

1.
Древние образы в современных народных игрушках.
ИЗО+ Т

2.
Конструкция и декор предметов быта.
ИЗО+И+Т

3.
История праздничного народного костюма.
ИЗО+И

4.
Вышивка предметов быта.
ИЗО+Т+И

5.
Роспись пасхальных яиц.
ИЗО+И+Т


Для достижения поставленных задач на уроках изобразительного искусства использую электронные приложения (презентации, видеофильмы), различный дидактический материал. См. Приложение. Для контроля знаний учащихся использую тесты, контрольные работы, кроссворды и др. См. Приложение. На материале народного фольклора подобраны сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для детей и родителей.
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня.
Русская песня, представляющая синтез музыки, слова и зачастую движение-
это культурное наследие народа, которое содействует осуществлению
всеобщего музыкального воспитания. Она доступна восприятию детей
разного возраста, е мелодический материал близок им и понятен.
Поэтому в содержание занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. На занятии используют распевки «Чики-чики- чикалочки», «Василк», «Две тетери», «Дождик» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, такие как «На горе-то калина», «Землюшка-чернозм», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.

Выставка работы – это всегда волнение. Выставка коллективной работы приносит всем радость, поощряя умелых и подталкивая к лучшей работе остальных.
Считаю главной целью своего предмета – воспитание человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
Одной из форм организации интегрированных занятий, развлечений,
досугов являются театрализованные представления, в основе которых лежит
игра-драматизация по мотивам русских народных сказок.
А как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ. С этой целью проводится этюдная работа, которая дат возможность ребнку проявить творчество, найти самостоятельно выразительные особенности персонажа.
Помогаю детям овладеть такими средствами образной выразительности, как
жест, мимика.
В процессе подготовительных действий учащиеся обсуждают текст, распределяют роли, придумывают и изготавливают необходимые декорации, элементы костюмов. Они рисуют, вырезают, конструируют - вс это является частью неразрывного творческого процесса и доставляет детям не меньшую радость, чем само представление. Результатом работы является показ спектаклей.
Большую радость приносят учащимся русские народные игрушки.
Игрушка - это не просто развлечение, прежде всего игрушка - культурный
объект, с помощью которой решаются задачи духовного воспитания,
социальной адаптации. На занятиях знакомят детей с разнообразием народных игрушек, изготовленных из глины, дерева. Я, познакомила с возникновение народной игрушки, подготовила материал о разных е типах (деревянные, тряпичные, глиняные и пр.), разработала ряд занятий по изготовлению народной игрушки. Учитывая, что современный ребнок играет далеко не в самодельные куклы, опыт показал, что дети должны знакомиться не только с видами народных игрушек, но и примами их изготовления. ......
Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение таких календарных праздников, как «Покрова», «Святки», «Пасха», «Масленица», «Рождество».... Таким мероприятиям всегда предшествует предварительна работа, которая требует тактичного и деликатного доведения информации, так как народная культура переплетается с христианскими обычаями, традициями, обрядами.
Если мы хотим говорить о воспитании как процессе развития личности
ребнка, то необходимо начинать с элементарного: обеспечить учеников
самым необходимым материалом, который близок его культуре и наилучшим
образом отражн в его языковом сознании. Так как имеющегося материала по данному направлению было недостаточно. Поэтому следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом
по разделам:

·устное народное творчество,

·народный быт.

·народная игрушка,

·народная игра,

·народное искусство.
Для этого были приобретены предметы народных художественных
промыслов (гжель, хохлома, городец, дымка, жостов и др.), соответствующая
литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного
творчества, пополнены образцы поэтапного рисования элементов декора-тивных росписей.
Инициатива была поддержана учащимися и их родителями. Благодаря, совместной работы , появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки.
Так возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба».
Большое значение в приобщении к народной культуре имеют создание музея народного творчества. Учащиеся имеют возможность прикоснуться к предметам народного быта прошлых лет. Полюбоваться мастерством своих дедов и прадедов.


3.Результативность опыта.

Завершающим этапом по данному направлению является
педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности
знаний у учащихся о предметах народного быта, праздников, традициях, видах народно-прикладного творчества; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно применять приобретнные знания, навыки и умения.
Разработана методика диагностики, которая проводится в два этапа.
На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень
интеллектуальной, социально-культурной художественной компетенции
детей в области народной культуры с помощью дидактических игр,
проведения тестирования.
На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребнка в
процессе продуктивной деятельности.

Результаты диагностики были следующими:

-учащиеся овладели знаниями названий и назначения предметов народного быта
(
· -63 %- высокий уровень;
·- 37%- средний уровень);
-повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества,
(
·-72% высокий уровень,
·-28% средний уровень);
-овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов
народного быта в рисовании, лепке
(
·-55-высокий уровень,
·-45%-средний уровень);
- в течении года у учащихся сформировался устойчивый интерес к народным
играм, праздникам, развлечениям
(
·-28%-высокий уровень,
·-72%-средний уровень).






Динамика роста интереса по темам четвертей
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415В целом за три года уровень интереса детей повысился:

·-83% высокий уровень,
·-64,4%- средний уровень.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Данные результаты подтвердили эффективность используемых
форм, методов и примов в приобщении учащихся к русской народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки,
зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических
занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ
прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Учащиеся пятых классов с удовольствием инсценируют народные сказки и показывают их учащимся начальной школы и группам детского сада.
Особый колорит в мир ребнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дат ребнку самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить»- вносить новые элементы, движения, правила. Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.










История Литература








Технология Музыкальный
фольклор





Урок
изобразительного искусства

Внеурочная
деятельность



Root EntryArial CyrArial Cyrнародная игранародный бытWнародная _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·народное творчество
·
·народная игра
·
·народный быт
·
·народная игрушка
·
·народное искусство
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Гистограмма 2
·
·Гистограмма 3
·
·