Проектная задача (межпредметная) для учащихся начальной школы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВООРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
Автор-составитель: Гордеева Юлия Валерьевна – учитель начальных классов.
Предмет Межпредметная проектная задача
Тема Кошки- спасители блокадного Ленинграда.
Класс 3-4
Вид Разновозрастная
Цель Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
Знания, умения и способы действий,
на которые опирается задача Окружающий мир
–работа с картой
- работа с интернет ресурсами. Справочниками
2. Математика
- проведение расчётов
-измерение величин
3. Русский язык
- умение выделять орфограммы
-умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения
- работа с дополнительным материалом
4. Чтение
- создание собственных текстов
5. Изобразительное искусство, художественный труд
-иллюстрирование
- аппликация
- коллаж
Планируемый результат Демонстрация учащимися:
- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях
- умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - плакат
Кошки спасли город.
8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада, которая продлилась 900 дней. Очень скоро в городе стало нечего есть, жители начали умирать... В страшную зиму 1941-1942 годов съели все, даже домашних животных (и многим это спасло жизнь). Но если люди умирали, то крысы плодились и размножались!
Оказалось, что еды в голодном городе для крыс хватало! Блокадница Кира Логинова вспоминала, что «...тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось: они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий...» .
Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить «пятую колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников. Серые твари сжирали даже те крохи еды, что оставались в городе. Кроме того, из-за полчищ крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие "человеческие" методы борьбы с грызунами не помогали. И тогда, сразу же после прорыва кольца блокады 27 января 1943 года, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (дымчатые считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей) 
За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было, - хлеб. Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов, однако полностью решить проблему не могли. Поэтому в самом конце войны была объявлена еще одна "кошачья мобилизация". На этот раз котов набирали в Сибири. «Кошачий призыв» прошел успешно. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов. Так что среди питерских мурок почти не осталось коренных, местных. Многие имеют ярославские или сибирские корни.
Многие говорят, что история о "блокадных кошках" - это легенда. Однако тогда вопрос, откуда после войны в городе появилось столько усатых полосатых и куда делась настоящая армия крыс? 
Окружающий мир
Как называется город Ленинград в настоящее время?
Какие породы кошек упоминаются в тексте?
Почему именно дымчатые кошки были первыми завезены в Ленинград?
Откуда были доставлены дымчатых кошек в Ленинград?
Использую карту России или другие источники определите расстояние от Ярославля до Ленинграда.
Отметьте точками города, из которых были привезены кошки в Ленинград.

Математика.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Она закончилась 27 января 1943 года. Сколько дней продлилась блокада? Вырази это в разных единицах времени (недели, месяцы).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В январе 1944 года в Ленинграде котенок стоил 500 рублей. Для сравнения: 1 кг хлеба стоил 50 рублей, зарплата сторожа составляла 120 рублей. Сколько месяцев надо было работать сторожу, чтобы купить котенка? Во сколько раз котенок стоил дороже, чем 1 кг хлеба?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Весной 1943 года председателем Ленсовета было подписано постановление о выписке из Ярославской области вагонов с кошками в Ленинград. Сколько вагонов было отправлено и какой породы кошки?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В конце войны была объявлена «кошачья мобилизация». Кошек набирали из Сибири. Сколько сибирских котов было направлено в Ленинград? Сколько котов отправили из Тюмени? Сколько котов было отправлено из других городов Сибири?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Составьте самостоятельно задачу, используя дополнительные данные из таблицы
Суточные нормы кормов для крыс, г
Литературное чтение
1 задание.
Прочитайте текст. Озаглавьте.
2 задание.
а) К какому жанру вы отнесете это произведение? Выберите ответ. Отметьте его V.
Рассказ
сказка
былина
б) Докажите свой ответ. Запишите свое доказательство.
3 задание.
Почему крыс стало много в блокадном Ленинграде?
4 задание.
Каким методом борьбы удалось уничтожить крыс в блокадном Ленинграде?
5 задание.
Попробуйте сами составить скульптуру кота спасшего город от крыс.

Русский язык
Задание 1. Найди в тексте по два примера на каждую из орфограмм, указанных в таблице. И заполни таблицу. Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы Пример слова с данной орфограммой
- и, а после шипящих проверяемые безударные парные согласные непроизносимые согласные Задание 2. Разобрать по составу слово «крысолов». К какой части речи оно относится? Приведи ещё два примера слов схожие по составу с данным словом.
Задание 3. Лексическое значение слов: блокада, мобилизация.
Задание 4. Во втором абзаце в предложении:
«Блокадница Кира Логинова вспоминала, что …тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту прямо к мельнице , где мололи муку для всего города», заменить выделенное слово другим подходящим по смыслу словом.
Задание 5. Составьте предложение. ZmxБjhmlslлsemfоmvhкfjguwаwptoдticmcаhzzjwЛfhryvеtvnxnнxmfjиfbnнmmгlklcmxаmдnzafqesdдwrtлghgnиbmлvmdаcьjmbjgyrtдbligеytjhвflcvmяcnvтyrhfdslgjvсmbnоghywтpsfvnghдfyspнldjxuvеtrgfbvйxxsxlvnnvn._____________________________________________________________________________________
Задание 6. Данное предложение разберите по членам предложения и по частям речи.
Дорогие ребята!
Только что вы узнали какую роль сыграли кошки в годы войны. Как вы думаете: нужны ли кошки в наше время? Нуждаются ли они в защите? Предлагаем вам создать плакат-обращение к сверстникам, жителям нашего села, в котором выскажите свою позицию по данному вопросу.
Желаем удачи!
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Васильев В., Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
Воронцов А.Б. Заславский В.М. Клевцова С.В Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вы. Вып.1 \ под ред. Воронцова А.Б. – М.: просвещение, 2011.
Воронцов А.Б. Заславский В.М. Клевцова С.В Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вы. Вып.2 \ под ред. Воронцова А.Б. – М.: просвещение, 2011.
Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9 – 18 с.
Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2 – 54-56 с.
Матяш Н. В., Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
Поливанова К.Н., Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Савенко А. И., Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. − Самара.: Фёдоров, 2010. − 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959.