Урок литературного чтения 1 класс Потешки и колыбельные песни


Урок литературного чтения в 1 классе
Оборудование: Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; рисунки детей по сказкам; карточки с заданиями для работы в группах, толковый словарь С.И.Ожегова; потешки и колыбельные песни.
Тема: Потешки и колыбельные песни.
Цель: познакомить детей с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня.
Задачи:
Сформировать представление о малых жанрах фольклора: потешка и колыбельная песня;
Научить определять их особенности;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навы к чтения;
Прививать любовь к Родине, к традициям русского народа и его культуре, через фольклор.
Этапы урока.
1. Организационный момент 2мин
2. Учебная задача-
- Народная мудрость гласит: "Делу время, потехе час"
- Как вы понимаете слово "потеха"?
- Проверим точность наших ответов по толковому словарю С.И.Ожегова:
Потеха - забава, развлечение.
- Назовите слова, похожие на слово "потеха".
В старину на Руси люди придумали потешки - короткие забавные стишки. Послушайте потешки.
(дети рассказывают потешки)

***
- Пальчик-мальчик,
Где ты был
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
***
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
- Для кого придумывали, кому рассказывали и сейчас рассказывают такие забавные стишки – потешки?
- Нравятся ли маленьким детишкам потешки? Чем.? - Прочитаем сами. (учебник с. 38 - 39) - чтение по выбору.
- Что особенного заметили, на что обратили внимание?
(повторы, ласковые слова)
- Как вы думаете, для чего в потешках используются повторы?
Работа в парах. Рассказывание потешек.
- Попробуйте потешку спеть и разыграть при помощи движений.
Ф\минутка (Дети рассказывают потешки)
Работа в группах. Карточка. Найди "лишнее".
_____________________
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
- Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу _____________________
Люли-люли-люленьки!Где вы, где вы гуленьки?Прилетайте на кровать,Начинайте ворковать.Люли-люли-люленьки,Прилетели гуленьки.Сели в изголовьице,Спи-ка на здоровьице.
_____________________
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
- Чем похожи произведения? Чем отличаются?
- Как называется "лишнее"произведение? (колыбельная песня) –
- Почему так назвали?
- Для чего исполняется колыбельная?
(Исполнение колыбельной "Спи моя радость, усни" ансамблем учащихся)
3. Решение учебной задачи. Развитие творческих способностей.
Игра "Сказка +"
(Играют в группах. На столах иллюстрации к сказкам : "Гуси - лебеди", "Сказка о глупом мышонке", "Волк и семеро козлят", "Колобок" , тексты потешки и колыбельной песни.
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты, котик-коток,
Котик, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Баю-баю, бай... Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели!
Задание: выбрать место в сюжете, куда можно вставить колыбельную или потешку, рассказать получившийся отрывок) 4. Вывод: Каковы отличия потешек и колыбельных? Чем они похожи?
5. Итог: Что нового узнали на уроке? Где это может пригодиться?
- Мы хорошо сделали дело, а теперь время для отдыха, для потехий