Педсовет по теме Мотивация учения — основное условие успешного обучения

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Ученик - деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
(Учебная мотивация это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.Мотивация основывается на мотивах.
Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
По формированию положительной мотивации к учению является урок. Согласно ФГОС, учитель является «маяком», который направляет ребенка в правильное русло.
Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.
Новый стандарт нацелен не только предметные результаты, но и провозглашает важность метапредметных результатов, а также личностных результатов. Одной из особенностей работы является творческая деятельность – проект. Результатом работы над проектом, является продукт. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.
Во-первых, у учащихся формируется ряд коммуникативных умений: - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Проектная деятельность способствует формированию у дет
·ей следующих необходимых умений адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. На уроках литературного чтения, по программе общеобразовательной системе предусмотрены творческие задания (мини – проекты): сочинение сказок, считалок, иллюстрирование инсценирования. Ребята высказывали свое отношение к героям сказок, говорили об их характерах, почему выбрали данный отрывок. Каждую работу учащиеся оценивали сами, указывая на достоинства той или иной работы. Например: 1.Подготовить свою иллюстрацию (поделку, макет и пр. – на выбор учащихся) к сказке. Цель: – развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; – формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. При выполнении этой работы ученики использовали аппликацию, иллюстрации. . Каждый ребенок защищал свой проект, читая наизусть понравившийся отрывок из сказки А.С.Пушкина
2.Сочинить волшебную сказку и оформить её. Цель:- развивать умения писать о сказочных героях; - использовать сказочные «приметы»; - оформлять свои мысли в письменной форме; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
По русскому языку был проведен проект по теме « Рассказ о слове».
Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Предусмотрено несколько направлений внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное, мир вокруг нас, волшебный мир оригами.
Таким образом, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.