Выступление на педагогическом совете Мотивация


« Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьника на уроке»
Ни для кого не секрет, уважаемые коллеги, что анализируя свой педагогический опыт, вы невольно обращаете внимание на то, что наши дети с каждым годом начинают учиться всё хуже и хуже, а программные требования становятся всё выше и выше. Вы все видите, что здоровых детей к нам приходит всё меньше, а неблагополучных семей, становится всё больше. Но даже в обычных семьях, которые мы формально относим к благополучным процесс воспитания стоит далеко не на первом месте. Те коллеги, которые были на родительском собрании в 7Б классе реально видели, что один из родителей считал, что вопрос : «Как дела в школе, сынок ?» и просмотр дневника - это и есть контроль за учебной деятельностью своего ребёнка. И таких родителей много, если уже не большинство. И вот здесь становится страшно, потому что наше общество в целом потеряло интерес и к знаниям и к самому процессу познания. Социальный статус учителя упал очень низко, и никакой объявленный год учителя его не спасёт, надеяться на то, что общество за короткий срок повернётся к нам лицом просто неразумно. Но это ни в коем разе не даёт нам с вами право опустить руки. Я думаю, что учителя, наверное, единственные люди которые могут хоть что-то изменить: наполнить душу ребёнка теплом, а голову прочными знаниями, необходимыми им для жизни.
Любое дело, которое человек будет делать без желания , без мотивации ( а зачем мне это нужно?) обречено на формализм. Зачем же наши дети ходят в школу?
- поговорить
- родители заставляют
- надо, но непонятно для кого
- дома скучно
- чтобы потом деньги зарабатывать
Ситуация достаточно не простая, она показывает, что у детей нет прочной мотивации обучения ради своего развития, они не связывают учебную деятельность и своё профессиональное будущее. Чаще всего мотивы обучения являются внешними, а не внутренними. Детям младших классов больше всего нравятся красивые атрибуты учения: ручки, яркие пеналы и карандаши. Более старшие чаще всего ходят пообщаться. И вот здесь перед нами стоит очень большая задача: как построить процесс обучения таким образом, чтобы развивать у детей внутренние мотивы. Как создать такие условия, чтобы детям самим нравилось работать на уроке.
В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца» . Главное- создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолиться. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Многое педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально- психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремиться, либо совпал с ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Сухомлинский считал, что « ребёнок должен быть убеждён, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть».
Ушинский писал, что « Недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключённые; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность»
Каковы же критерии успешности учения?
1 критерий - интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребёнка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. Для того, чтобы узнать интересы учеников не обязательно спрашивать их прямо или косвенно, лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного благополучия. И несмотря ни на какие объективные обстоятельства на нас лежит большая доля ответственности за то, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут.Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребёнка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может , он хочет получать пятёрки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнёсся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботиться о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. « Науку, - писал Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не
« отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно. Чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий – взаимоотношение в системе « учитель – ученик».
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделённого с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть зубрёжку и нетворческий учебный труд.
Четвёртый критерий – учёт индивидуальных особенностей ученика.
Учёт особенностей внимания. Памяти , мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать по их лицам и понимать:
как на уроке создана установка быть внимательным;
как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся ( яркость, новизна, структурирование
как организована смена видов деятельности на уроке;
как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
как организована активность учащихся на уроке
как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвёртые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Если урок предполагает заучивание какого – либо материала, то время, отводимое на заучивание должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключается из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворённости, теряется интерес к уроку.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находится в более выгодном положении? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо если они его прочно усвоили.
Пятый критерий- личность учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включённость в неё личности педагога. Известен афоризм: « Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так : « Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Известный психологи Д. Карнеги советует « Забывайте о своих собственных неприятностях. Пытаясь дать немного счастья другим, вы в первую очередь поможете себе». В современное время, учитель должен обладать множеством личностных качеств, которые позволят ему добивать желаемого результата.
- эмоциональность ( адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворённость от результата своего труда.
- выразительность речи ( это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счёт этих качеств учитель может реализовать целый ряд важных педагогических задач. К сожалению почти все учителя приобретают профессиональную окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.
- творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою « внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков. В результате ученикам с учителем неинтересно.
- организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя,
Так и для создания хорошего ученического коллектива
- чувство юмора Сухомлинский утверждал: « отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние из которого учитель часто не находит выхода. Значительную часть конфликта между учителями и учениками можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.
- настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Шестой критерий – психологический комфорт на уроке .
Это важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто находится на уроке, будь то педагог или ребёнок.
А в целом из всех показателей оценки урока главным следует считать самочувствие в ней человека. Урок хорош, если на нём хорошо и учителю и ученику.
Уважаемые коллеги!
1 Помните! Любви конец зависит от начала!
Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской или на природе, - всегда начинается с предварительной организации.
2. Помните! Организационный момент в начале урока определяет весь урок. Не пропускайте его и не превращайте только в выставление н в классный журнал. Настройте детей на работу, задайте необходимый темп и ритм труда.
3. Помните! Широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, владению навыками и умениями. Творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока.
4. Помните! Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся, форма воспитания у учащихся правильного воспроизведения своих знании и умений, важнейшая и объективная форма самоконтроля для преподавателя, а также воспитание ответственного отношения к учению.
5. Помните! Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания.
6. Помните. Педагог не должен наказывать домашним заданием, превращая приготовление уроков в пытку.
7. Помните! Благоприятная психологическая атмосфера залог сотрудничества, понимания, а значит и прочного усвоения знаний.