Выступление на педагогическом совете по теме Дифференциация обучения и мотивация учащихся на уроках английского языка

Дифференциация обучения и мотивация учащихся
на уроках английского языка

Новикова Ирина Сергеевна
Учитель английского языка
НОУ СОШ «Академическая гимназия», Москва

Каждый день на своих уроках учителя иностранного языка видят насколько разным может быть отношение учащихся к предмету. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к его изучению; для другого учащегося, язык это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными?» Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
За годы своей работы у меня сложилась определенная система урочной и внеклассной работы, которая способствует повышению значимости изучения иностранного языка учащимися.
Один из таких методов, который я люблю использовать на своих уроках, это проектные технологии, он позволяет моим учащимся применять свои речевые и грамматические навыки и умения на практике. Например, при изучении темы «Семья» в 6 классе, учащиеся делают проект под названием «Семейное древо», целью которого является составить рассказ об истории своей семьи. Часто выполнение заданий данного проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, учащимся приходится заниматься дома, для поиска информации о своих родственниках дети обращаются к родителям, бабушкам, дедушкам. Полученную информацию они должны перевести на английский язык.
Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point, , видеоролики с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, проведение уроков на базе современной медиатеки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
В результате созданы мультимедийные презентации по урокам, презентации к научным работам, к проектам.

Недавно я на уроке использовала мобильный кабинет. Компьютеры на столах у каждого учащегося расширяют возможности по индивидуализации обучения учащихся английскому языку. Ведь каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, но при этом учитель имеет возможность контролировать деятельность учащегося. Например, для урока «Здоровая пища» я разработала тест на проверку навыков чтения. Используя мобильный кабинет, появляется возможность каждому учащемуся высылать задания теста и контролировать на какой стадии они работают. После выполнения заданий у учителя есть возможность одновременно у всех просмотреть выполненные тесты.
Использование здоровьесберегающих технологий.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником(устно и письменно), творческие задания,“мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Я начинаю урок с "Warming up” (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических и лексико-грамматических «зарядок».
Для повторения пройденного материала использую разные игры. Но имеется ввиду игра не на личное или командное первенство, не конкурсы, а игры способствующие релаксации, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.
Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках.
Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. Когда мы изучаем тему «Еда» мы обязательно проводим нашу чайную церемонию. У нас в группе назначаются ответственные учащиеся, которые ведут подготовительную работу, рассказывают все про чай (история, разновидности, способы заваривания, угощения к чаю). Ребята узнают, что в Англии есть традиция 5 o’clock tea ceremony, мы также ее проводим как заключительный этап изучения темы. Ребята готовят чаи, приносят сладости, мы наслаждаемся приятным ароматом английского чая.
Также очень эффективны интегрированные внеклассные мероприятия, когда учителя разных предметов проводят совместное мероприятие по языку, изучению языка. Недавно проведенное интегрированное мероприятие по английскому языку и татарской литературе по теме «Знаменитые люди Республики Татарстан. Габдулла Тукай и его творчество» показало, что это очень эффективно и увлекает и учащихся, и учителей-предметников. Дети с удовольствием разучивали стихи, сценки как на английском языке так и на татарском языке.
Мы ежегодно участвуем в конкурсах стихов и песен на иностранном языке.
Повысить мотивацию к изучению английского языка могут и школьные олимпиады.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка.
Дети имеют возможность участвовать в международных олимпиадах по двум предметам одновременно и проверить свои умения и знания по ним.
Надо помнить, что применение разнообразных приемов и методов на занятиях иностранного языка формирует положительную мотивацию к изучению предмета, а также следует помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока