Выступление на семинаре по теме Структура урока ОНЗ


Структура урока ОНЗ
Проектирование современного урока.
«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет».
1) Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Рассмотрим подробнее структуру урока «открытия» нового знания.
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Ц е л ь: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу»
1-2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
П р и е м ы р а б о т ы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте);
учитель предлагает учащимся подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; ученики высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
Здравствуйте, ученики:
Шалуны, озорники.
В перемену отдыхали,
Прыгали, скакали.
Вдруг по коридорам
Прозвенел звонок…
И теперь все тихо сели,
Начинается урок.
самопроверка домашнего задания по образцу.
Формируемые УУД
Личностные Коммуникативные
- самоопределение
- Смыслообразование
- внутренняя позиция школьника
- учебно-познавательная мотивация планирование учебного сотрудничества
2.Актуализация знаний.
Ц е л ь: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут. Возникновение проблемной ситуации.
ЛУУД РУУД ПУУД КУУД
- мотивационная основа учебной деятельности;
- смыслообразование;
эмпатия;
развитие этических чувств и регулято ров морального
поведения; волевая саморе гуляция- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия ;- структурирование знаний;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- использование знаково-символических средств ;- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- построение логической цепи рассуждений достаточно полное и точное выражение
своих мыслей в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
формулирование и аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации
Прочитайте слова на доске.
Лежит, растёт, живут, строит, собирает, мастерят.
- На какие две группы можно распределить эти слова? ( в первую группу – с окончанием –ет, -ёт, -ут, а во вторую – с окончанием –ит, -ят.)
- Запишите в первый столбик глаголы с окончанием –ет, -ёт, -ут. а во вторую – с окончанием –ит, -ят.
- Поставьте ударение. Выделите окончания глаголов.
- Что общего у этих глаголов? (Ударные окончания)
На доску вывешивается таблица
Признаки I спряжения
Признаки II спряжения
-ешь
-ет-ем
-ете-ут, -ют
-ишь
-ит-им
-ите-ат, -яте ё у ю и а я
- Как можно назвать глаголы первого столбика? (глаголы первого спряжения)
- Как можно назвать глаголы второго столбика? (глаголы второго спряжения)
- А почему вы так решили? (Мы знаем, что к первому спряжению относятся глаголы с окончанием на е,ё,у,ю, а ко второму спряжению – на и, а, я.)
- Чем вы воспользовались при ответе на вопрос?(Эталоном)
- А как правильно определить спряжение глагола? (Нужно сначала выделить окончание глагола, в окончании посмотреть на букву гласного звука, а потом определить спряжение)
- Эти знания помогут вам выполнить следующее задание. Сейчас на слайде будут появляться глаголы. Нужно записать их в тетрадь, выделить окончание и сверху надписать спряжение глагола.
Слова: несёшь, берёт, несём, говоришь, строите, знаете, спешите, моют, спешат
Дети записывают слова, объясняя по 1 с места. (Записываю глагол несёшь, выделяю ударное окончание –ёшь. Вспоминаю правило «к первому спряжению относятся глаголы с окончанием на е,ё,у,ю». Значит глагол несёшь относится к первому спряжению. Надписываю.)
На слайде и у каждого на листе (Р-1) другие глаголы: лета…шь, воз…шь, вынима…шь, исполн…шь- Что общего у этих глаголов? (это глаголы имеют безударные окончания)
С этими глаголами связано задание на пробное действие.
- Выделите окончания глаголов. Впишите пропущенные буквы и определите спряжение глаголов.
- У кого нет результата?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли вставить пропущенные буквы и определить спряжение глаголов.)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание?
- Те ребята, кто не уверен, в чем ваше затруднение? (Мы не уверены в правильности выполнения задания.)
- Те, кто уверен в правильности выполненного задания. Назовите эталон, который позволил вам быть уверенным в правильности выполнения задания.
Учащиеся не могут назвать эталон.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать правильность выполнения задания)
- Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
3.Постановка учебной задачи.
Ц е л ь: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 минут. М е т о д ы п о с т а н о в к и у ч е б н о й з а д а ч и: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог; подводящий диалог, стоящийся без создания проблемной ситуации.
ЛУУД РУУД ПУУД КУУД
учебно-познавательный интерес ;
-смыслообразование;
- эмпатия- волевая саморегуляция- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- подведение под понятие;
- использование знаково-символических средств;
- определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы; -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
ормулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Что вы теперь должны сделать? (Нужно остановиться и подумать. Почему возникло затруднение)
- Какое задание вы должны были выполнить? (вставить пропущенные буквы и определить спряжение глаголов.)
- Чем вы могли воспользоваться при выполнении задания? (Эталоном при определении спряжения глаголов с ударными окончаниями)
- Почему вы не смогли выполнить задание или не можете доказать, что выполнили задание правильно? (Мы не знаем способа определения спряжения у глаголов с безударными окончаниями)
- Какой шаг учебной деятельности выполнили? (Выяснили, что не знаем)
- Что теперь будете делать? (Будем строить способ написания безударных окончаний глаголов
4. «Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)».
Ц е л ь: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта её решения.
7-8 минут С п о с о б ы: диалог, групповая или парная работа.
М е т о д ы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог.
ЛУУД РУУД ПУУД КУУД
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
- осознание ответственности за общее дело;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям волевая саморегуляция;
познавательная инициатива - анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия
- структурирование знаний;
выдвижение гипотез и их обоснование;
использование знаково-символических средств ;
поиск необходимой информации;
моделирование и преобразование моделей разных типов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
установление причинно-следственных связей, доказательство;
амостоятельное создание способов решения проблем творческого характера формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;
достижение договоренностей и согласование общего решения;
разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников ;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать способ написания окончаний глаголов, если окончание стоит не под ударением)
- Назовите тему урока. (Правописание безударных окончаний глаголов.)
- Как вы определяли спряжение глаголов с ударными окончаниями? ( с помощью эталона определения спряжения глаголов с ударными окончаниями)
- Еще одно средство для выхода из затруднения предлагаю вам я: карточки.
II спряжение I спряжение
У глаголов н.ф. И-тьУ глаголов н.ф. не И-тьлет-а-тьЛета...шьвоз-и-тьВоз…шьвыним-а-тьВынима…шьисполн-я-тьИсполн…шь-Как вы будете работать с данными карточками? (Мы проанализируем карточки, выясним, что показывает каждая карточка, сделаем вывод, составим алгоритм написания безударного окончания.)
5.Первичное закрепление.
Ц е л ь: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут. С п о с о б ы: фронтальная работа, работа в парах.
С р е д с т в а: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
ЛУУД РУУД ПУУД КУУД
- контроль;
- коррекция;
- волевая саморегуля-ция- подведение под понятие;
- использование общих приемов решения задач ;- использование знаково-символических средств ;- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале ;- построение речевых высказываний ;
- выведение следствий планирование учебного сотрудничества;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
- Работать вы будете в группах. Вспомните правила работы в группах.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Свое несогласие высказываю вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.
Каждой группе дается конверт с шагами алгоритма, чистый лист А4. Клей.
Шаги алгоритма:
Сразу не записывай окончание глагола.
Поставь глагол в неопределенную форму.
Посмотри на суффикс перед ть: если стоит буква и, то это глагол II спр.
если НЕ буква и, то это глагол I спр.
Вставь пропущенную букву в окончание глагола.
- При работе вы можете воспользоваться шагами алгоритма из конвертов. Воспользуйтесь шагами и наклейте их на бумагу. У вас получится алгоритм написания безударного окончания глагола.
Группы работают самостоятельно примерно 5 минут. Затем одна из групп высказывает свою версию алгоритма. Остальные группы либо выражают согласие, либо поясняют, почему их вариант отличается от других.
Учитель на данном этапе организовывает согласие всех полученных версий.
- Вернемся к заданию для пробного действия.
Прочитайте первый глагол с пропущенной буквой в окончании. (лета...шь. ставлю глагол в неопределённую форму – летать, перед ть стоит не -и, значит это глагол первого спряжения, лета…шь – окончание ешь и т.д.)
Дети отвечают по одному с места с подробным объяснением. Пропущенные буквы появляются после ответа.
- Как вы писали безударное окончание глагола? (ребята повторяют способ написания безударных окончаний глаголов)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ц е л ь: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут. Небольшая самостоятельная работа (не более 2-3 типовых заданий) (выполняется письменно).
М е т о д ы: самоконтроль, самооценка.
ЛУУД РУУД ПУУД КУУД
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- волевая саморегуляцияпознавательная инициатива;
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия - использование знаково-символических средств ;рефлексия способов и условий действия;
выделение и формулирование проблемы;
постановка познавательной цели;
постановка и формулирование проблемы;
подведение под понятие;
выведение следствий, доказательство позиций с учетом разных мнений;
достижение договоренностей и согласование общего решения
адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности
Итак, теперь мы знаем правило. Что дальше? (Нужно потренироваться в его применении)
1 Запишите глаголы в два столбика по спряжениям: просить, подметать, варить, диктовать, замечать, вынимать, забывать, светить, закрыть, вянуть, помнить, покупать, получать, выбросить.
Учащийся называет глагол и, объясняя, записывает его в нужный столбик.
2 – Продолжаем тренироваться. У вас на партах лежат карточки. Какие? (1 спряжение, 2 спряжение)
- Я буду называть глаголы. Покажите нужную карточку.
Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, выбивать.
(По 1 с места с объяснением)
3 – Дальше работать будете в парах.
На слайде и у каждой пары на листе А.
- Вставьте пропущенные окончания, объясните свой выбор.
Лета…шь, чита…шь, нос…шь, обеда…шь, сол…шь, точ…шь, руб…шь, рису…шь, буд…шь, танцу…шь, одева…шь, дел…шь.
- Молодцы! Следующие задания – для самостоятельной работы.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
ЛУУД ПУУД КУУД
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания - анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация;
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование, преобразование модели;
-умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
- использование знаково-символических средств ;- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- использование общих приемов решения задач;
- построение речевых высказываний;
- подведение под понятие ;
- выведение следствий
- доказательство планирование учебного сотрудничества;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
постановка вопросов
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач ;
управление поведением партнера
 Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы I или II спряжения в 3-м лице множественного числе.
На слайде:
Ручкой … , ножницами … , носом … , шилом … , солью … , лопатой … , карандашом … .
Проверь себя. Следующий слайд – эталон.
- У кого были трудности? Какие? В чем причина?
У кого все верно – поставьте «+».
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Ц е л ь: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
ЛУУД ПУУД КУУД
- внутренняя позиция школьника;
самооценка на основе критерия успешности;
эмпатия;
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности - рефлексия способов и условий действия ;- контроль и оценка процесса и результатов деятельности; формулирование и аргументация своего мнения;
планирование учебного сотрудничества
2-3 минуты. В о п р о с ы:
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?