Текст выступления на тему Воспитание культуры нравственного поведения как вести себя так, чтобы не было потери человеческого в человеке»


Воспитание культуры нравственного поведения как вести себя так, чтобы не было потери человеческого в человеке»
Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Русское слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает православную идею воссоздания образа Божьего в человеке. Это предельный уровень образования – духовное преображение человека, происходящее под воздействием благодати Божией.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.
Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретически пересмотр системы ценностей.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общее представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его школьнику.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
В. А. Сухомлинский говорил: "В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости".
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки литературы, русского языка, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений.
Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие-то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.
Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях. Наша жизнь – сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни… Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или слово.
Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.Нравственные учения мира заложены в христианстве, иудаизме, индуизме, исламе, буддизме. Азбукой нравственности является человеческое достоинство.
Достойный – (по словарю Даля) – это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды и чести ни при каких обстоятельствах.
Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых не писаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке, а Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы – то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.
Актуально это и в наши дни. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации новых жизненных установок личности. Каким хочет видеть сегодняшнего российского гражданина наше общество, государство?
Это прежде всего честный труженик с высокой сознательностью и дисциплиной, деятельной заботой о благе своей семьи, убежденный патриот, активно борющийся за укрепление мира на земле. Он бережет и приумножает богатства природы, заботится о своих родителях. Обществу нужна активная жизненная позиция, нетерпимость к бесхозяйственности и разгильдяйству, лжи, мести и подхалимству. Нужна личная ответственность за себя, за дело, за других, за всю страну, нужен личный пример уважения норм права и нравственной морали.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки и внеклассные мероприятия, проводимые в нашей школе. Классные часы, беседы, большие общешкольные мероприятия. Стало доброй традицией проведение рождественских чтений. Все это, расширяет возможности педагогического влияния на ребенка, позволяет формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений.
В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев: в среднем звене – это сказки, былины, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.
Наш педагогический коллектив работает над решением воспитательной задачи – формированием духовных, нравственных начал личности.
Мы учим ребят самостоятельно решать нравственные проблемы, осмысливать собственную позицию в тех ситуациях, которые переживают герои, делать свой собственный выбор. На уроках литературы своим ученикам читаем рассказ Н. Носова «Огурцы». Детский, наивный рассказ, это только на первый взгляд, производит на ребят большое впечатление. Если бы вовремя взрослые указали бы на плохой поступок, может быть, и жизнь сложилась иначе. Вы, конечно, помните слова мамы Котьки: «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор». Эти слова заставляют ребят задуматься…
Обучаясь в школе, дети приобщаются к вечным проблемам духовности, нравственности. Человек в любом возрасте нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. В этом помогают нам рассказы В. Шукшина, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. В своих размышлениях о нравственности, совести и правде наши учащиеся часто говорят и о том, что этих понятий сейчас в жизни почти нет, что надоело слышать эти слова, ни к чему сейчас об этом говорить, потому что каждый выживает как может. И если говорить о возрождении души, то надо говорить о возрождении совести. Кое в чем с учащимися приходится соглашаться. А ведь действительно, всё начинается с малого.
Особая тема, которую нельзя оставлять в стороне ни в школе– тема матери. Пронзительно звучит она в произведениях В.М.Шукшина: рассказ «Материнское сердце», «Калина красная» – это мысль о неоплатном долгу перед матерью, в произведении К. Паустовского «Телеграмма»
(об уроке Гавриловой Т.С.Лет 15 назад я посетила один урок литературы, о котором помню до сих пор, его проводила одна учительница нашего района. Урок был по повести К. Паустовского «Телеграмма»
“Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди.
С этого урока ни один человек не ушел равнодушным, всем было о чем подумать, а в заключении учитель привела слова из Евангелие от Луки: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете.
Конечно, человек сам выбирает для себя ту главную жизненную дорогу, но нельзя забывать, что мы, окружающие, несём ответственность за свое отношение к другим. Нельзя оставаться безучастным к горю другого и уж, тем более, усугублять его положение. Ведь кто знает, что может случиться, и тогда боль за чужие несчастия всегда будет ныть в вашем сердце, как это и случилось в рассказе «Телеграмма» . Ребята, когда придете сегодня домой, загляните в глаза своим мамам, поговорите с ними, просто посидите рядом и увидите, как они будут рады вашему вниманию.Спасибо Т.С. за тот урок. Я многому научилась у Вас. Вы Учитель с большой буквы.
В рамках внеклассной работы по предмету наша школа является активной участницей почти всех конкурсов сочинений, темы которых имеют большую нравственную направленность. Название тем говорят сами за себя: «Мы разные, но мы вместе», «Любовь, доброта в сказках Х.К. Андерсена», «Чеченская война», «Афганистан», «Моя малая Родина», «Замечательные люди нашего села», «Овеянные славою флаг наш и герб» и др.
Ребята, сердца которых откликаются на озвученные темы сочинений, являются не только хорошими сочинителями прозы или поэзии, за что заслуженно отмечены районом и областью, но и в реальной жизни всегда «огоньки» и «звездочки» в школе, дома, в обществе. Это воспитанные, трудолюбивые, любящие людей. отзывчивые учащиеся, ими можно гордиться и учителям, и родителям: это Верткова Милана и Ситдикова Лидия (10 кл.), Краюхина Александра (11кл.), Иваненко Ирина и Хисамутдинова Лейсан (прошлогодние выпускницы)
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  православной культуры. Поэтому в младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен нести добро, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и  пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников. Урок должен быть творческим. Такие творческие уроки проводят творческие учителя. Нельзя не сказать о преподавании ОРКСЭ в нашей школе. Уроки Ловчевой О.Б. – это сказка. Дети с удовольствием идут на такой урок.
На уроках  православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая  библейские истории, делают макет Ноева ковчега,  к празднику Рождества – Вифлеемскую звезду,  из цветной бумаги - ангелов, разучивают песни – колядки, стихи для христославов.  Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия,  реализовать не только учебные, но и воспитательные  цели бесконечно много. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока, например, Дерево добродетелей,  даёт первые навыки работы «вместе» (в православной педагогике это принцип соборности). Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми глазами. Некоторые притчи можно легко инсценировать (например: «О мытаре и фарисее» и т.д.) Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал.
Восстанавливается утраченная связь времён, возвращается русская национальная культура.
Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что  наши ученики приобрели  за годы учения  положительный  духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Хочется закончить словами православного поэта Елены Потехиной:
Взрослые, не учите детей своих подлости,
Властные, не учите их злобе и зависти,
Сильные, не учите звериной жестокости,
Мудрые, не толкайте детей к пропасти.Грешные, научите детей состраданию,
Слабые, научите любви и вниманию,
Старые, научите терпенью и кротости.
Слышите?! Оттащите детей от пропасти!