Программа логопедического кружка в начальной школе «УЧИМСЯ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»


ПРОГРАМММА
«УЧИМСЯ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»
Пояснительная записка
Программа «Учимся красиво говорить» направлена на обучение учащихся начальной школы красивой и грамотной речи. Данная программа предназначена для работы во внеурочное время. Программа рассчитана на 4 года (1 – 4 классы). Всего предполагается 136 часов. Выполнение программы рассчитано на 34 часа в год, при занятии 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в игровой форме, в форме бесед, выполнения практических заданий, упражнений, творческих работ, викторин и конкурсов во внеурочное время. Занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия включают в себя объяснение нового материала, ознакомление с историей развития языка. Практические занятия включают в себя выполнение различных упражнений и заданий.
В основу составления программы заложены
следующие принципы:
- углубление учебного материала по культуре речи;
- привитие учащимся практических навыков грамотной речи;
- сообщение сведений из истории развития языка;
- ознакомление с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного письма и культуры речи;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов, потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям, развитие мотивации самосознания и самореализация за счёт расширения круга общения. Эффективное общение невозможно без понимания и владения основами культуры речи, состоящей из двух ступеней: низшей – правильности речи, и высшей, включающей в себя такие понятия, как точность, логичность, выразительность, богатство, чистота и уместность. Однако без овладения низшей ступенью культуры речи у младших школьников – правильностью – невозможно овладеть её высшей ступенью и научиться красивой речи в самом высоком смысле этого слова.
Правильная, а значит и красивая речь в общении между детьми и взрослыми играет далеко не последнюю роль в формировании личности человека. Таким образом, задача каждого учителя – научить детей бережно относиться к сказанному или написанному слову, понимать, что красота речи зависит от её правильности, хотя одной правильности тоже недостаточно. Правильная и красивая речь – это речь, отвечающая нормам ударения и произношения, лексическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим и стилистическим нормам.
Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, в формировании личности каждого учащегося, необходимо включать как в учебный процесс, так и во внеурочное время сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создавать свободные формы активности школьников, основанные на культуре речи. С целью овладения правильной речью в начальной школе учащимися ведётся большая поисковая работа по сбору интересных материалов на любую заданную учителем тему. Детям нравится заниматься исследованием, они с удовольствием собирают и оформляют свой материал.
Основным критерием результативности в формировании личности через культуру речи является реализация творческого потенциала младших школьников. А это значит, что в начальной школе должен быть кружок или клуб по интересам, где дети могли бы раскрыть свои творческие способности. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах и конкурсах – большая нагрузка для ребёнка. После всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствовала бы не только развитию творческого потенциала младшего школьника, но и развитию его личности. На протяжении последних лет в нашей школе проводится работа в данном направлении. Примером того может служить клуб по интересам «Учимся красиво говорить».
Основополагающими идеями работы клуба являются:
- создание здорового микроклимата в детском коллективе;
- развитие навыков общения у учащихся;
- вовлечение младших школьников в созидательную деятельность;
- воспитание доброты и милосердия.
Таким образом, дети приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера: о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Положительным результатом данного клуба является желание детей принимать участие во всех внеклассных мероприятиях, выступать в роли ведущих игр, конкурсов и концертов. Дети стремятся к яркому и необычному, к познанию прекрасного. Всё это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу обществу деятельности.
Мы учим детей серьёзным вещам и хотим, чтобы им было интересно. Методика работы клуба задумана как увлекательное дело, предполагающее реализацию творческих способностей учащихся.
Контроль знаний, умений, навыков учеников проводится систематично в процессе обучения. Итоговый контроль знаний учащихся проводится в конце каждого полугодия. Таким образом, выявляется, на какую ступень развития культуры речи поднялся ученик и поднялся ли вообще. Важно отметить то, что объяснить ребёнку, что такое культура речи, научить этой культуре его самого является первостепеннейшей задачей учителя.
Культура речи – это умение точно и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно. Культурная речь может не только привлечь внимание, но и воздействовать на слушателя.
«Есть люди, которых нельзя слушать, есть люди, которых можно слушать и есть люди, которых нельзя не слушать»Речь нужна человеку, чтобы общаться. От нашего общения зависят взаимоотношения с другими людьми, установление необходимых контактов, наше настроение, быт. Поэтому изучение культуры речи, логики, этики, эстетики, применение их законов в устной и письменной речи – важная задача педагога. Её реализация обеспечивает необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются логическая культура, языковая культура, психолого-педагогическая культура, культура общения, техника речи. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Культурная речь актуальна всегда. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
На вопрос, как мы пытаемся научить детей говорить, как развиваем речь, трудно дать однозначный ответ. Многие дети читать не любят и не умеют, родной речью не владеют. А. Р. Лурия говорил, что слово является мощным орудием этого мира. Наши дети им не вооружены. Проблема наисерьёзнейшая. Каким образом её можно решить? Нужно начать с главных вопросов: зачем говорить, что говорить и как говорить. Важны мотивы речи, её содержание и форма. Любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с мотива. Речь должна стать необходимой. Научить грамотному общению на уроке и во внеурочное время не так просто. А управлять общением и того сложнее. Развивая речь ребёнка, мы должны побуждать его к самоанализу, воспитанию в себе Человека.
«Каков человек, такова и его манера изъясняться»
Цели:
Помочь учащимся в игровой, занимательной форме развивать речевую деятельность.
Вооружить учеников умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.
Научить детей целенаправленно развивать культуру речевого общения и творческие способности с учётом их индивидуальных особенностей.
Воспитывать в детях доброту, учить вежливости.
Задачи:
Работать над тем: что такое вежливость? Кто такой вежливый человек?
Учить детей красиво говорить и писать, грамотно излагать свою мысль в письменной и устной речи.
Разъяснить, что такое искусство разговорной речи;
Развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Тематический план курса
«Учимся красиво говорить»

п/п
Тема Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Иван 2 класс
( 1 час в неделю)
1
Вводное занятие. Знакомство. Риторика – искусство красноречия.
2
1
1
2
Культура речи. Семь советов. Личность и речь. Твои речевые роли.
3
2
1
3
Похвала. Не забудь похвалить. Хвалить, воспевать, приветствовать.
2
1
1
4
Комплимент. Ежели мы вежливы. Что такое вежливость. Тест.
2
1
1
5
Говорим подробно, кратко.
Темп, тон речи. Заучивание стихов.
4
2
2
6
Диалог и общение.
Мимика и жесты.
Говорящий взгляд.
3
2
1
7
Слушаем, вдумываемся.
Слова умеют плакать и смеяться.
4
2
2
8 Убеждать, спорить, договариваться.
4 2 2
9
Речевая разминка «Набери воздух!»
Расскажи, рассуждай «Красно говорить и писать».
4
2
2
10
Красноречивые фразы.
Кто начинает разговор? Почему? Речевая разминка «Произноси правильно».
4
2
2
11
Выразительность речи.
Твоя интонация.
Простое перечисление, удивление, восторг.
1
1
-
12 Итоговое занятие.
Обобщение изученного за год. Турнир вежливости.
1
-
1
34 ч. 18 ч. 16 ч.

п/п
Тема Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
2 класс – 34 ч.
Иван
1
Вводное занятие.
Повторение изученного в 1 классе. Что мы знаем о культуре речи.
2
1
1
2
Выразительность речи.
Темп, ритм, психологическая пауза.
2
1
1
3 Речевая разминка.
Скороговорки.
4 2 2
4
Ритмика и скорость речи.
Речевая разминка «Дышим и говорим».
4
2
2
5
Пересказ. Выбери нужное.
Сравнительное описание.
3
1
2
6
Добрые дела – добрые слова.
Урок – игра.
Путешествие в город «Вежливых слов».
1
-
1
7
Я в школе, в семье.
Умей сказать, умей смолчать.
4
2
2
8
Убеждение человека через знания, чувства, поведение.
Речевая разминка «Не запутайся в звуках! Озвучь!».
4
3
1
9 Юмор. Несколько советов.
4 2 2
10 Поздравление.
Кого? С чем? Как?
2 1 1
11
Умеете ли вы фантазировать?
Ваши сочинения.
Стихи, пословицы, загадки.
3
1
2
12 Итоговое занятие.
Обобщение изученного за год. Викторина «Красивые слова».
1
-
1
34 ч. 16 ч. 18 ч.

п/п
Тема Кол-во часов
Всего
Теория
Практика

Игорь
3 класс 1 час в неделю
1
Вводное занятие.
Повторение изученного в 1 и 2 классе.
История развития культуры речи.
2
1
1
2
Приветствие. Прощание.
Речевая разминка.
Скороговорки и чистоговорки.
4
2
2
3
Рассуждение.
Советы посторонним.
Речевая разминка «Тихо! Громко!».
4
2
2
4
Мимика.
Нарисуй тон «Добрый, злой, удивлённый, испуганный, радостный, грустный».
4
1
3
5
То же слово, да не так бы молвить. Сравнительное описание.
2
1
1
6
Слова – связки.
Речевая разминка.
Загадай загадку! Расскажи!
2
1
1
7
Книжки – малышки.
Учимся писать, оформлять и рассказывать.
4
2
2
8
Настроение, чувства и тон говорящего.
Кроссворд «Важные свойства устной речи».
2
1
1
9
Учусь слушать.
Мы слушаем – нас слушают. Речевая разминка «Вставь созвучные слова».
4
2
2
10
Слушаем и выделяем непонятное. Стараемся понять: О чём? Что именно? Что самое важное?
2
1
1
11
Жесты.
Речевая разминка «Озвучь и изобрази».
3
1
2
12
Итоговое занятие
Обобщение изученного за год.
КВН.
1
-
1
15 ч
34 7 ч
15. 8 ч.
19

п/п
Тема Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
4 класс – 34 ч.
1
Вводное занятие.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Нарисуй сказку о добре и зле.
2
1
1
2
Вежливая просьба и требование. Мольба и запрет.
Приказной тон.
Скрытая просьба.
4
2
2
3
Учусь читать и писать красиво.
О чём говорит шрифт?
Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы.
4
2
2
4
Монолог и диалог.
Сценки.
Употребляй слова правильно! Речевая разминка «Произноси правильно».
4
2
2
5
Положительные и отрицательные привычки разговорной речи.
2
1
1
6
Речевая разминка «Поставь слова на место! Добавь, напиши подробнее!»
4
2
2
7
Азбука самовоспитания. Воспитание в себе чувства такта, уважения к себе и окружающим.
3
2
1
8
Речевая разминка «Словечки – колечки».
2
1
1
9
Красноречивые фразы воспитанного человека.
2
1
1
10 Устная и письменная речь.
Письмо другу. 2 1 1
11
«Человек красив душой». Что это значит?
Речевая разминка «Изобрази добродушного и непорядочного человека».
Сравнительный анализ.
4
2
2
12 Итоговое занятие.
Красноречивое общение и речевое поведение. Игра – диспут.
1
-
1
34 ч.
17 ч.
17 ч.
Итого: 136ч.
66 ч. 70 ч.
Контроль качества и оценка результатов
Обучение в клубе
Что нужно знать и уметь?
Контрольные мероприятия
1 класс
I полугодие
Знать:
- что такое культура речи;
- выделять главное в выразительной речи.
Уметь:
- говорить красиво.
Тестирование.
Конкурс чтецов.
Конкурс рисунков.
1 класс
II полугодие
Знать:
- что такое речевой жанр;
- что такое речевое искусство.
Уметь:
- красиво говорить и писать.
Тестирование.
Викторина вежливости.
2 класс
I полугодие
Знать:
- о ритме, скорости речи.
Уметь:
- пересказывать с выражением;
- давать сравнительное описание услышанного.
Тестирование.
Игра «Путешествие в город вежливых слов».
2 класс
II полугодие
Знать:
- основные правила культурного поведения.
Уметь:
- сочинять небольшие стихи, загадки, пословицы.
Тестирование.
Викторина «Красивых слов».
3 класс
I полугодие Знать:
- что такое
слова – связки.
Уметь:
- изобразить своими жестами настроение человека;
- изготовить
книжки – малышки.
Тестирование.
Конкурс загадок и пословиц собственного сочинения.
3 класс
II полугодие Знать:
- что такое мимика, жесты.
Уметь:
- озвучить и изобразить сюжетную картинку.
Тестирование.
Выставка книжек - малышек.
КВН на тему:
«Красноречие».
4 класс
I полугодие Знать:
- о чём говорит шрифт в книге;
- что такое монолог и диалог.
Уметь:
- произносить красноречивые фразы. Тестирование.
Сценки вежливости.
4 класс
I полугодие Знать:
- что значит:
« человек красив душой»;
- что такое письменная и устная речь;
- как вести разговор с товарищем или с целым коллективом.
Уметь:
- красиво говорить;
- грамотно писать;
- внимательно слушать. Тестирование.
Игра – диспут.
Конкурс стихов собственного сочинения.
Используемая литература
Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988. – 138 с.
Васильева - Гангнус Л. П. Азбука вежливости.- М: Педагогика, 1982. – 127 с.
Габдулхаков В. Ф. Риторика. – Казань: 2003.
Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1996. – 559 с.
Лыдыженская Т. А. Речь. Речь. Речь: книга для учителя. - М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
Паламарь А. О. Мудрость общения. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 335 с.
Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2006. – 272 с.
Рябцева С.Л. Диалог за партой: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 96 с.
Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе. – Самара, 1994.
Усачёв А. Азбука хорошего поведения. – Изд.: Росмэн – Пресс, 2008. – 80 с.
Шевченко Н.В. Основы риторики: Дидактический материал для учителей начальной школы. – Саратов: «Лицей», 2002 . – 144 с.