Мероприятие Красиво! Вкусно! Полезно!


-967105-5816604814570-657860МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

Методическая разработка мероприятия

Разработку подготовила: Улько Ольга Олеговна
педагог дополнительного образования детей
объединения «Юный зоолог»
Муниципальное образовательное автономное
учреждение дополнительногообразования детей
Центр дополнительного образования детей
городского округа города Райчихинска
676770, Амурская область,
г.Райчихинск, ул Победы 20,
Телефон 2-05-92
E-mail: mcdod-rai@yandex.ru459676551435-83248518415
Райчихинск
2013
Аннотация
Мероприятие «Красиво! Вкусно! Полезно!» может использоваться учителями биологии, химии, а также педагогами дополнительного образования. В данном занятии учащиеся получают представления об основных питательных веществах, продуктах, о рациональном питании. Учащиеся получают знания о здоровом питании.
Сведения об авторе
Улько Ольга Олеговна, педагог дополнительного образования детей, муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей города Райчихинска, руководитель объединения «Юный зоолог». Общий стаж работы – 20 лет. Имеет первую квалификационную категорию. Окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский государственный педагогический университет». Квалификация – учитель биологии.
Пояснительная записка
Занятие «Красиво! Вкусно! Полезно» дает возможность школьникам систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в школе, из личного опыта) представления о правильном питании. Основная функция данного занятия – заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья. Особенностью занятия является использование мультимедийной презентации - это пробуждает у учащихся интерес к изучаемой теме.
Содержание
Чтобы занятие было более эффективным, воспользуйтесь следующими советами:
Не допускайте, чтобы учащиеся скучал во время занятий. Интерес - лучшая из мотиваций, он дает возможность обучающимся чувствовать себя по-настоящему творческими личностями и испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
Повторяйте задания, если учащиеся не сразу его поняли. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то задание не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания учащимся, превышающие их интеллектуальные возможности.
Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.
Замысел занятия доводится до всех учащихся. Он должен быть понятен всем.
Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимое занятие. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на данное занятие.
При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению учащихся.
Цель: Обобщение учащимися знаний о правильном питании
Задачи:
Образовательные: Расширить знания учащихся о здоровом питании.
Воспитательные: Формировать интерес к важнейшим жизненным ценностям.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийная презентация.
Тип мероприятия: нестандартное (интеллектуальная игра)
Форма проведения: игровое c применением мультимедиа
Продолжительность мероприятия: 60 минут
Возрастная категория; для учащихся 15-18 лет
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Эпиграф
Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния.
Питание – очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствий от удовлетворения чувства голода и от непередаваемых вкусовых ощущений. Но нередко человек, употребив какой-либо продукт питания, не задумывается над последствием пищевого выбора.
Строя свой рацион, нужно помнить о наиболее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью правил:
Ежедневно употреблять 1 – 2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог или сыр
Ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;
Сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, оливковым и др.) до 10 – 15 г. в день;
Ограничить потребление сахара и других сладких продуктов;
Широко использовать в питании рыбу и морепродукты;
Широко использовать в питании овощи, фрукты, ягоды, соки.
Правила игры
Группа детей делится на 2 команды.
1 тур. Команда сама выбирает вопросы. При правильном ответе команда выбирает следующий вопрос. Если ответ неправильный, вопрос переходит второй команде.
2 тур. Команда выбирает вопросы соперникам. При правильном ответе, вторая команда выбирает вопрос первой. При не правильном ответе, первая команда сама отвечает на вопрос.
3 тур. Команды делают ставки и выбирают один из двух вопросов.
За каждый правильный ответ команды зарабатывают баллы. Побеждает та команда которая больше всех наберет баллов.
I тур
Щи да каша - пища наша
Вопрос на 50 баллов
Правда ли то, что иностранцы, попавшие в Россию в 16-17-х веках, с восторгом отзывались о русской кухне?
Ответ: Нет, жаловались, что русская еда без меры сдобрена луком и чесноком.
Вопрос на 100 баллов
Вспомним сказку А.С.Пушкина о попе и о работнике его балде. Там есть такие слова: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год за три щелчка тебе по лбу, есть, же мне давай, вареную полбу». Что же такое полба?
Ответ: Каша из злакового растения, которое что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая, хотя и считалась питательной, но была груба на вкус и пользовалась спросом только у бедняков.
Вопрос на 150 баллов
Что на Руси называлось толокном?
Ответ: Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления. Блюда и продукты, созданные на основе овса - это не только вкусно, но и полезно. Не зря еще много веков назад люди полюбили овес за его питательность, простоту и пользу для здоровья. Овсяная каша богата кальцием, а потому полезна для зубов и костей. Овсянка - натуральный антидепрессант - помогает тем, кто подвержен депрессии и стрессам.
Вопрос на 200 баллов
Сначала в Киевской, а затем во Владимиро-Суздальской Руси это возделывали главным образом греческие монахи. Отсюда и название. Правда, в разных странах эту полезную крупу именовали иначе. В Италии - «турецким зерном», во Франции, Бельгии, Испании и Португалии - «арабской крупой». Ну а свою родословную она ведет из Средней Азии, где она повсеместно культивируется вот уже более тысячи лет. Причем растение не имеет никакого родства со злаками. Это даже не зернышки, а треугольные семечки семейства ревеня. Что это за растение?
Ответ: Гречиха. Среди различных круп, традиционно используемых в русской кухне, гречка занимает первое место. Медики подтверждают, что она очень легко усваивается и переваривается. Вкусовые и лечебно-профилактические качества гречневой каши невозможно испортить другими продуктами: сахаром и луком, шкварками и творогом, молоком и зеленью - во всех случаях блюдо останется полезным.
Вопрос на 250 баллов: Какая каша является едой силачей и вундеркиндов?
Ответ: Ячневая каша. В Древнем Риме гладиаторы в качестве пищи получали ячмень. Их так и называли «ячменные мужчины», поскольку от них требовалась сила, мужество и выносливость. Пифагор в своей математической школе для большей концентрации внимания и бодрости поддерживал диету, в которой самым важным продуктом питания был ячмень и блюда из ячменя. Помимо прочих талантов, Пифагор был чемпионом олимпийских игр по борьбе «панкратион» (рукопашная борьба), чему, по словам античного ученого, способствовала особая ячменная диета. Ячмень всегда был одним из самых популярных и любимых продуктов на Руси. Император Петр I считал ячневую кашу «самою спорою и вкусною». И даже в Библии ячменная крупа упоминается более 20 раз.
Питаемся правильно
Вопрос на 50 баллов: Сколько человек должен потреблять в день белков?
Ответ: 80-100г.
Вопрос на 100 баллов: Сколько человек должен потреблять в день жиров?
Ответ: 80-100 г.
Вопрос на 150 баллов: Сколько человек должен потреблять в день углеводов?
Ответ: 400-500 г.
Вопрос на 200 баллов: Сколько человек должен потреблять в день витаминов?
Ответ: около 0,2 г.
Вопрос на 250 баллов: Сколько человек должен выпивать в день литров воды?
Ответ: около 2-х литров воды.
Полезные или вредные продукты
Вопрос на 50 баллов: Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций, который укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов.Ответ: Молоко.
Вопрос на 100 баллов: Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А. Очень полезен этот продукт для зрения, также он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ.
Ответ: Морковь.
Вопрос на 150 баллов: Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняют утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, В6. Но тем, кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит. В нем слишком много калорий.
Ответ: Банан.
Вопрос на 200 баллов: Хлеб издавна считался наиглавнейшим продуктом. С чем только не сравнивали хлеб - даже с солнцем. Но насколько он полезен?
Ответ: Проводились многочисленные исследования ученых по этому вопросу. Было выяснено, что белый хлеб не так то и полезен, так как содержит некоторые компоненты, оказывающие губительное влияние на организм. В частности, возрастает риск заболеть диабетом второго типа. Показатель холестерина в крови после употребления этого продукта также оставляет желать лучшего, что ведет к сердечнососудистым заболеваниям. Есть его, следует умеренно - не более 1,5 ломтиков в день.
Вопрос на 250 баллов: Гиппократ сказал: «Ваша пища должна быть лекарством, а лекарство должно быть пищей». К какому овощу можно отнести это изречение?
Ответ: К капусте
Витаминная семейка
Вопрос на 50 баллов: В плодах какого кустарника витамина С в 2 раза больше, чем в лимоне?
Ответ: Шиповник, калина.
Вопрос на 100 баллов: Какой витамин помогает нам предупредить простудные заболевания?
Ответ: Витамин С.
Вопрос на 150 баллов: Из какого овоща белорусы получают больше всего витамина С?
Ответ: Из картофеля, так как употребляют его в больших количествах
Вопрос на 200 баллов: Этот овощ, растущий как сорняк на огородах, является кладезем витамина С. Что это за овощ?
Ответ: Корень хрена.
Вопрос на 250 баллов: В каком овоще витамина А больше, чем в моркови?
Ответ: В тыкве.
Эрудит
Вопрос на 50 баллов: В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет».
Ответ: Это грецкий орех. Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салатах, начинках для теста, в кондитерских изделиях.
Вопрос на 100 баллов: Родина этого ароматного напитка - Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Что это за напиток?
Ответ: Это чай. И непросто чай, а зеленый. Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. Четыре тысячи лет употребляют люди этот напиток. Сотни сортов его можно встретить на прилавках. Желтый, красный, черный, белый. Но сами китайцы отдают предпочтение зеленому. Считается, что именно он самый полезный. Но только заваривать его надо в натуральном виде, из листьев, а не в пакетиках.
Вопрос на 150 баллов: Этот овощ у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от многих болезней. Что это за овощ?
Ответ: Капуста. За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. Капуста у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от болезней. На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси капусту шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили.
Вопрос на 200 баллов: Считается, их случайно придумал Джордж Крам, (индеец по происхождению). Работая шеф-поваром фешенебельного ресторана, где, одним из фирменных рецептов был «картофель фри», он решил подшутить над магнатом«картофель фри». Блюдо всем понравилось. Что приготовил шеф повар и насколько это блюдо полезно?
Ответ: Чипсы. Желательно употреблять чипсы не часто. Не делать из них культ. Они содержат много жира и углеводов и мало полезных веществ.
Вопрос на 250 баллов: Увы! Минус 250 баллов.
II ТУР
Питательные вещества
Вопрос на 300 баллов: Для чего нужны организму питательные вещества?
Ответ: Питательные вещества нужны всем органам тела, чтобы они могли работать. Без питательных веществ не смогли бы сокращаться мышцы, перестали бы работать мозг, органы чувств, сердце. Детям питательные вещества нужны ещё и для роста для правильного развития.
Вопрос на 350 баллов: Вещество, без которого человек умирает через 3- 4дня
Ответ: Вода
Вопрос на 400 баллов: Какие продукты наиболее богаты углеводами?
Ответ: Крупы, макароны, картофель. Чистым углеводом является сахар. В рисе, бобах, овощах, зелени, фруктах содержится ещё один углевод - клетчатка.
Вопрос на 450 баллов: Назовите вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
Ответ: Белки.
Вопрос на 500 баллов: Какие полезные вещества, в больших количествах содержащиеся в овощах и фруктах?
Ответ: Витамины
Всезнайка
Вопрос на 300 баллов: Сколько раз лучше принимать пищу?
Ответ:
4 раза.
При этом завтрак – 25%Обед – 40%Полдник – 15%Ужин – 20 %
Ужинать надо не позднее чем за 2 часа до сна. Длительные промежутки между едой приводят к заболеванию желудка. Перед едой необходимо тщательно мыть руки с мылом, есть нужно аккуратно, тщательно пережёвывать пищу.
Вопрос на 350 баллов: Соседка желудка справа?
Ответ:ПеченьВопрос на 400 баллов: Лучшим ориентиром правильного питания является пищевая пирамида. Назовите продукты питания входящие в пищевую пирамиду?
Ответ: Хлеб, каши. Овощи, фрукты. Мясо, рыба, молоко, яйца. Жир, масло, соль, сахар, сладости.
Вопрос на 450 баллов: Назовите орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок?
Ответ: Пищевод
Вопрос на 500 баллов
Заработанные баллы удваиваются.
УгадайкаВопрос на 300 баллов: Какое заболевание развивается у детей при нехватке витамина D? Выберите правильный ответ.
Крапивница
Рахит
Дифтерия
Ответ: рахит
Вопрос на 350 баллов: Какие растения могут удовлетворить потребность в витамине С зимой? Выберите правильный ответ.
Лук
Чеснок
Петрушка
Ответ: Лук
Вопрос на 400 баллов:
Ответ: Результат уменьшается на 100 баллов.
Вопрос на 450 баллов: Какое растение содержит много витаминов и употребляется в пищу ранней весной? Выберите правильный ответ.
Одуванчик
Крапива
Подорожник
Ответ: Крапива
Вопрос на 500 баллов: Ягоды, фрукты, овощи – источники многих важных для организма веществ, каких? Выберите правильный ответ.
Витамины и минеральные соли.
Углеводы, жиры
Белки
Ответ: Витаминов и минеральных солей. Организм человека нуждается также в систематическом снабжении минеральными солями. Среди них – соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, также железо, цинк, йод, фтор, которые необходимы в небольших количествах.Национальные блюда
Вопрос на 300 баллов: Назовите русское национальное блюдо, имеющее отношение к солнцу. Выберите правильный ответ.
Блины
Борщ
Пироги
Ответ: Блины - русское национальное блюдо по своей форме напоминают солнышко. Особенно много блинов пекут и едят на Масленицу.
Вопрос на 350 баллов: Вам повезло.
Ответ: Плюс 400 баллов.
Вопрос на 400 баллов: Шашлык является традиционным блюдом. Выберите правильный ответ.
Итальянцев
Англичан
Народов Кавказа
Ответ: Шашлык - у кавказских народов считается национальным блюдом, рецептов приготовления существует множество. Едят шашлык горячим, только что снятым с мангала. На столе должен быть порезанный кольцами лук, запечённые на огне или свежие томаты, баклажаны, перец, а также всевозможные травы.
Вопрос на 450 баллов: Назовите украинское национальное блюдо. Выберите правильный ответ.
Пицца
Борщ
Плов
Ответ: Борщ - главное украинское блюдо. Он издавна дарил жителям страны заряд бодрости и сил. Причем существует более 100 видов этого блюда – в каждом регионе его готовят немножко по своему, а в сентябре в городе Борщеве, можно даже попасть на фестиваль борща.
Вопрос на 500 баллов: Назовите национальное блюдо Индии? Выберите правильный ответ.
Отварной рис с овощами
Солянка
Тушеная рыба
Ответ: Национальное блюдо Индии - отварной рис с овощами.
Витамины, вещества и элементы
Вопрос на 300 баллов: Назовите витамины, вещества и элементы таких продуктов как мясо и рыба.
Ответ: Самое полезное в мясе и рыбе - полноценный белок. Кроме того, они содержат витамин А, витамины группы В, минеральные вещества, в том числе железо, серу и другие элементы, оказывающие окисляющее действие на организм. Особого внимания заслуживает содержащийся в печени животных фермент, участвующий в кроветворении - витамин В12, эффективное средство при некоторых формах малокровия.
Вопрос на 350 баллов: Назовите витамины, вещества и элементы таких продуктов как овощи и фрукты.
Ответ: Служат источниками ряда минеральных солей (калия, железа), сахаров, растительных волокон, органических кислот, улучшающих процесс пищеварения, некоторых витаминов (С и β-каротина).
Вопрос на 400 баллов: Назовите витамины, вещества и элементы таких продуктов как хлеб.
Ответ: Хлеб имеет существенное количество белков (4,7-8,3 %), жир (0,6-1,3 %), он богат углеводами (40-54 %), витаминами (В1,В2,РР) и минеральными солями (магния, железа, селена и др.).
Вопрос на 450 баллов: Назовите витамины, вещества и элементы таких продуктов как макаронные изделия.
Ответ: Макароны также как и хлеб имеет существенное количество белков, жир, он богат углеводами, витаминами (В1,В2,РР) и минеральными солями (магния, железа, селена и др.).
Вопрос на 500 баллов: Назовите витамины, вещества и элементы таких продуктов как молоко.
Ответ: Молоко- уникальный природный продукт. В молоке, как в эликсире жизни, содержатся практически все элементы. В состав молока входят вода, белки, липиды, углеводы, минеральные вещества, витамины, ферменты, гормоны и ряд других компонентов. 
ФИНАЛ
Почему одни продукты подходят вам больше, другие – нет?
Ответ: В одних – больше питательных веществ, витаминов, в других их мало.
В каких продуктах много питательных веществ и витаминов?
Ответ: В овощах и фруктах.
Список литературы
Абаскалова, Н.А. Здоровью надо учить! /Н.А. Абаскалова // – ООО Издательская компания «Лада» – Новосибирск , 2000. – 154с
Герасимова, В.А. Классный час, играючи /В.А. Герасимова// – Выпуск 3. Творческий центр Сфера. Москва, 2002. – 15с
Давыдова, А.В. Классные часы. 8класс / А.В. Давыдова// – М. ВАКО,2008. – 13с
Магомедова,Т.И. Формирование здорового образа жизни, 5 – 11 классы: классные часы / Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева//– Волгоград: Учитель, 2007. – 136с.
Ниретин, Н.И. Образование и здоровье/ Н.И. Ниретин, М.В. Пищаева А.И. Рыбаков, и др.// – Арзамас: АГПИ, 2007. – 76 с.
Пищаева М.В. Гигиена здорового образа жизни / М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. // – Арзамас: АГПИ, 2006. – 60 с.
Интернет-ресурсы
http:// lib.znate.ru /docs/index-143769.htmlhttp:// nifiga-sebe.ru/
В презентации использовались картинки с Интернет-ресурсов
http:// mamuski.ru/
http:// blog.trud.ru/
http:// blog.kp.ru/
http:// care2.com/
http:// sheniks.blog.ru/
http:// all-fishing.ru/
http:// black-img.ru/
http:// askher.ru/
http:// projekty.zseis.zgora.plhttp:// nevseoboi.com.uahttp:// cooktips.ru/
http:// liveinternet.ru/
http:// lechyt.ru/
http:// ruconnect.co.ukhttp:// culinarov.ru/