Образовательный материал



Администрация г. Нижнего Новгорода
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества Московского района»
(МБУ ДО «Центр детского творчества Московского района»)

ШАГИ К УСПЕХУ

Методические рекомендации к индивидуальному обучению игре на фортепиано в музыкально-хоровой студии.
Разработала:
Педагог ДО
Высшей кв. категории
Ивченко Марина Ивановна
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах.
2. Заинтересованность учащихся, воспитание любви к музыке - основа успешного обучения.
3. Репертуар – важнейший фактор музыкального воспитания.
4. Создание ситуации успеха – стимул воспитания воли и трудолюбия.
5. Формирование опыта эстрадных выступлений.
6. Взаимовлияние ребёнка и семьи в процессе музыкального воспитания.
Заключение.

Методические рекомендации к организации работы.
Значение индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах.
Трудно переоценить значение индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах, наиболее полно обеспечивающего личностно ориентированный подход к воспитанию ребёнка. На педагога в этих классах в большей степени возлагается ответственная задача музыкального развития учащегося, формирования его личности на основе всестороннего изучения ребёнка. Именно форма индивидуального обучения, сложившаяся в мировые практики овладения игрой на музыкальных инструментах, создаёт педагогу необходимое условия для воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его индивидуальных психофизических возможностей и музыкально-слуховых способностей, что обусловливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и педагогические технологии.
Заинтересованность учащихся, воспитание любви к музыке - основа успешного обучения.
Только сумев достигнуть заинтересованности уже на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков и умений.
Как увлечь ученика?
“Научиться можно только тому, что любишь”. И. Гёте
Музыка, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационале и универсален и не нуждается в переводе. Он Способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Недаром говорят, что музыка начинается там, где кончается слово. Вот почему преподавание должно быть ярким, образным в первую очередь и логичным во вторую.
Музыка, как ничто другое, проникает в душу, глубоко воздействует на самые сокровенные чувства, воспитывает эти чувства, открывает в человеке прекрасное. Развивая мир эмоций, прививая чувство прекрасного, мы воспитываем человека истинно нравственного, ибо, только умея понимать, видеть, беречь красоту, человек может жить в гармонии с природой и окружающими людьми. Только тонкое чувственное восприятие мира делает человека частью природы, а не сокрушителем ее.
Наша задача — пробудить в ребенке эту способность воспринимать красоту, дорожить ею и, по возможности, создавать вокруг себя, умение ценить красоту в звуках, красках, отношениях с людьми. Необходимо воспитывать не профессионального музыканта, а многогранную личность с развитым интеллектом, развитыми чувствами и, непременно, способностью трудиться, достигать поставленных целей, не отчаиваться в неудачах, быть стойким и гибким. И оставаться при этом человеком нравственным.
Репертуар – важнейший фактор музыкального воспитания.
Важным фактором воспитания и развития учащегося является репертуар. Это, конечно же, профессиональный фундамент классической музыки, воспитывающий хороший вкус, чувство стиля и дисциплину. Работа над техникой в этюдах, гаммах, упражнениях воспитывает настойчивость, целеустремленность, сосредоточенность, самокритичность. На этом качественном фундаменте мы формируем у детей навыки бытового музицирования: подбор на слух, достаточно свободное чтение с листа, самостоятельный разбор и выучивание музыкального произведения, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование. В репертуаре каждого ученика наряду с классическими произведениями есть пьесы из разряда популярной современной музыки, классика отечественной и зарубежной эстрады, обработки народных мелодий, джазовые произведения. Это непременно лучшие образцы жанра. Имея в своем репертуаре такие произведения, выступая с ними публично, ребенок чувствует интерес и уважение к себе и со стороны старших и со стороны сверстников.
Создание ситуации успеха – стимул воспитания воли и трудолюбия.
Переживание ситуации успеха крайне важно для формирования самоуважения, осознания значительности дела, которым занимаешься, что является, с одной стороны, стимулом для упорного труда, а с другой — формирует уверенность в себе, позитивную самооценку.
Нашим очень занятым детям часто приходится отказывать себе во многих удовольствиях, доступных ничем не обремененным сверстникам. Серьезные занятия музыкой требуют очень больших усилий, каждодневного, кропотливого и не всегда приятного труда. И только положительные эмоции, явившиеся результатом преодоленных трудностей, а также большая любовь к музыке, к учителю могут помочь в процессе музыкального воспитания. И наша важнейшая задача — пробудить и сохранить в ребенке эту любовь. Пусть даже порой поначалу ученик занимается этой поистине трудной и утомительной работой для того, чтобы сделать приятное своему педагогу и родителям, заслужить их расположение и похвалу. Благодаря таким усилиям формируется воля, упорство в преодолении трудностей, умение трудиться, что весьма важно в жизни независимо от выбора профессии.
Формирование опыта эстрадных выступлений.
Для стимулирования интереса к занятиям музыкой необходимо также, чтобы ученик как можно больше выступал публично. Формируя опыт эстрадных выступлений, мы стремимся облечь их в интересные для ребенка формы: различные конкурсы, тематические и праздничные концерты, классные и общестудийные концерты для родителей, выездные концерты в школах, детских садах, воинских частях, детских домах и т. п. Все это наряду с обязательными академическими концертами, зачетами и экзаменами. Выступления для публики, особенно для родителей, других членов семьи и друзей безусловно повышают ответственность ребенка в период подготовки к таким концертам. Более всего это касается обязательных конкурсов, которые проводятся в студии соответственно данной программе и позволяют педагогам в интересной и увлекательной форме решать музыкально-педагогические задачи.
Взаимовлияние ребёнка и семьи в процессе музыкального воспитания.
В своей работе мы стремимся к тому, чтобы родители наших студийцев стали действительно полноправными участниками образовательного процесса. Программа предполагает переход от формального контроля со стороны родителей к сотрудничеству, сопереживанию, сотворчеству. Родители обязательно присутствуют на всех концертах и конкурсах, а в период подготовки к ним своей заинтересованностью в хорошем результате воздействуют на ребенка, стимулируя мотивацию к труду. Каждый педагог проводит не менее двух раз в год классные родительские собрания с концертами. Очень эффективны индивидуальные беседы с родителями, приглашение их на отдельные уроки. Несколько раз в год организуются совместные посещения концертов в филармонии и оперного театра.
Семья – главнейший институт воспитания. Известно, что субъекты воспитательного процесса, в данном случае семья и ребенок, одинаково интенсивно воздействуют друг на друга. Основываясь на опыте, мы можем с уверенностью констатировать, что ребенок, занимающийся музыкой, постепенно все более влияет на семью, создавая в доме музыкальную среду, привнося зачастую ранее не очень близкий родителям пласт музыкальной культуры.
Заключение.
Концепция музыкального образования предполагает создание системы массового музыкального воспитания и образования.
В современных условиях учреждения дополнительного образования детей являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры.
Цель общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые выберут её свой профессией, но и всех, кто обучается в учреждениях дополнительного образования. Каждый может стать подлинным любителем музыки.
Задачи, поставленные жизнью перед современные педагогикой, в том числе и музыкальной, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решить их возможно лишь объединёнными усилиями педагогической практики и науки, обобщением и осмыслением богатого педагогического и управленческого опыта.